Учебники Онлайн


ПОСЛЕСЛОВИЕ

религиоведческого образования в украинской школе - важное направление повышения уровня духовности человека. Она дает знания о религии как социально-культурный феномен общества и исторического типа свитогля яда, деятельности и организации специфических общественных отношений. Эти знания составляют существенный компонент профессиональной компетенции любого специалиста. Они позволяют использовать ценности пра работников в интересах повышения экономической эффективности производственной деятельности, наравне глубокого теоретического миропонимания реализовывать свое конституционное право на свободу совести, устанавливать в идносины взаимного доверия, помощи и высокой трудовой активности в производственных и управленческих коллективах, в состав которых входят лица с различной религиозной ориентациейією.

Авторы учебника стремились осветить в нем историю мирового религиозного процесса от его истоков и до наших, проанализировать особенности религиозного мировоззрения и религиозной деятельности, опыты ити эволюцию религиозных общественных отношений и их организационных форм, раскрыть функции и ценности религии, ее место в духовной жизни личности и общества. Авторский коллектив выражает уверенности ность в том"что внимательное ознакомление с содержанием учебника предоставит читателю возможность значительную расширить кругозор, приобрести устойчивого понимания социального и исторического характера религии превратить в ихийни ценностные ориентации и социальные установки относительно религии на четкие научно обоснованные взгляды, глубже осознать права личности на свободомыслие в отношении религии и других общественных явлении о процессев.

Противоречивое положение религии в современном мире не дает возможности для однозначной оценки ее роли в обществе и перспектив функционирования. Однако очевидно, что на современном этапе исторического разви итку приобрела закономерного характера секуляризация общественного сознания, в результате которой религия теряет свое былое влияние на жизнь общества и отдельной личностиі.

В учебнике анализируются две основные силы, которые оказывают решающее влияние на состояние религии в современном мире - наука и политика. Наука и начале XXI вв не смогла окончательно вытеснить религию из сфер ры духовной жизни общества, однако обусловила глубокие изменения в религиозном сознании людей. Благодаря ей удалось получить естественное, без божественного вмешательства или какого-то чуда, объяснение возникновения человека и общества. Сегодня науке также удалось потеснить, а в известной мере и отбросить традиционное толкование. Бога как всесильного над природного существа. Современного человека уже нельзя рассматривать как религиозное на личность в прежнем понимании этого слова. В наше время вера в традиционный образ. Бога исчерпала себя. Это хорошо осознают и нынешние теологи. Если в прошлом обращение к. Богу было компенсацией людс ького невежества и незнания, констатировал немецкий протестантский теолог. Д. Бонхьоффер (1906-1945), то современный человек, обладающий научными методами познания, не нуждается в обращении к. Богу для объяснения мира. Люди в процессе исторического развития научились преодолевать свою слабость. Они становятся все увереннее хозяевами окружающей среды и самих себя. Поэтому религия как компенсация их сл абкости начинает превращаться для них на лишнее явлений зайве явище.

Бога следует искать в самом мире, а не за его пределами. Такой взгляд современного теологического модернизма. Он несколько схож с пантеизмом эпохи научно-технической революции. Поскольку огромные достижения научно о-технической революции соседствуют с глубокими тайнами мироздания, природными катастрофами и техногенными катаклизмами, то есть все основания как для обыденного, так и научного видения мира и отдельных проц есив в нем. Проявлением обыденных взглядов на подобные проблемы и есть современный пантеизм. Он - одна из причин возникновения новой расцветки в религиозной мировосприятия и миропониманиямінні.

Современное состояние мировых религий авторы учебника оценивают как кризисное. В XXI столетии человечество вновь стало свидетелем жестоких столкновений между исламистами и иудеями, исламистами и христианами, исламистами и индуис стами, католиками и протестантами, католиками и православными, теологическими модернистами и консервативными фундаменталистами, суннитами и шиитами; в Украине - между сторонниками Украинской православной церкви. Московского. Патриархата и сторонниками Украинской православной церкви. Киевского. Патриархата, католиками и православными, греко-католиками и представителями украинских православных церквей тощ в. Изучение общественного мнения свидетельствует о снижении авторитета традиционных религий, религиозных институтов, церкви, богословия. На их место активно приходят различные религиозные секты и группы людей во главе с харизматическими лидерами, всевозможные суеверия, магические ритуалы и культы. Бороться с ними, применяя методы инквизиции, церковь уже не может. Следовательно, она вынуждена учитывать инакомыслия, проявлять терпимость к нему нього.

Каждый, кто внимательно ознакомился с содержанием учебника, не может не согласиться с его авторами, давняя вражда между религиозными направлениями, течениями и конфессиями наносит существенный ущерб интересам веры, а т поэтому должна быть устранена посредством диалога между ними. Положительный опыт такого диалога религии уже имеют. Это экуменическое движение, которое объединяет большинство протестантских и православных церквей. Организационно в др. оформился в 1948 г благодаря созданию. Всемирного совета церквей. Это движение стремится к преодолению разногласий в толковании христианского вероучения различными его ответвлениями. Сторонники этого движение в разрабатывают программы борьбы с голодом, нищетой, несправедливостью, расизмом; положительно влияют на защиту окружающей среды и т иі т. ін.

Необходимость мирного диалога между религиями и конфессиями сейчас является безальтернативной. Если иерархи церквей еще не готовы к учреждению единой религиозной организации, то многие светских мыслителей все частые ише высказываются за создание определенного религиозного объединения вроде. Организации. Объединенных. Наций. По их мнению, будущее принадлежит общечеловеческой, универсальной, единой для всего человечества религии. Есть и другие мнения относительно будущего религии. По одним из них - роль религии в будущем будет расти, по другим - в религии нет будущего и постепенно она будет вытеснен научным мировоззрением и гуманистической светской моральюаллю.

Диалог о будущем религии продолжается и еще очень далек от своего завершения. Однако уже очевидны современные альтернативы традиционным религиям. Некоторые из них предусматривают преобразование религиозной веры в разновидность д мирского мировоззрения, другие выступают за развитие различных суеверий, магических ритуалов, оккультизма, при которых религиозное мировосприятие сохраняется, но уже не под контролем церквейви.

Авторы учебника отмечают также то, что в современной светской школе нет места ни религиозному обучению, ни навязыванию атеизма. Это означает, что вопросы религии и атеизма следует представлять в высшей школе не в виде идеологии, они должны стать составляющей научного знания об обществе и человеке, поскольку составляют имманентную ценность. Это в равной степени касается как религии, так и атеизм в. Это также означает, что высшая школа не только не отстраняется от нравственного воспитания и становления мировоззрения своих студентов, но полностью берет на себя решение этой задачи и решает его на с. Асад общечеловеческих ценностей, государственных и общественных наступитнов.

Диалог представителей разных типов мировоззрения не означает отказа кого-либо из них от своих принципов, его главная цель - сближение позиций. Этот принцип, по мнению авторов учебника, может быть использован аний и при изучении различных аспектов соотношения религиозного и нерелигиозного типов мировоззрения. Возможности и пределы его реализации определяются тем, насколько эти типы мировоззрения адекватно отражается ют один и тот же существующий мир, насколько они ориентированы на интересы и благосостояние индивида, построение достойного человека обществва.

Религиоведение относится к типу знаний, которые предоставляют человеку дополнительные ориентиры в. ЕЕ духовных поисках, способствуют ее становлению как личности с высоким уровнем духовной культуры