Учебники Онлайн


34 Религия древних славян

Религиозные представления славян-праукраинцев эволюционировали так же, как и в других древних народов. Историческая литература свидетельствует о том, что уже в IX в вдоль среднего течения. Днепра жили поляне, на левобережье. Днепра и берегах. Десны - северяне на побережье. Буга - бужане, вокруг реки. Днестр - уличи, между. Бугом и. Прутом - тиверцы, у берегов этих и других рек проживали еще кривичи, ильменци, радимичи и др. их мировоззрение религиоведение определяет как совокупность антропоморфного анимизма, тотемизма и магии. Основаниями для таких определений является как древние литературные источники, так и пережитки ранних народных верований у народов современных Украина. Беларуси,. Росиосії.

Документы подтверждают, что в мироощущении и миропонимании праславян все явления природы (неодушевленные предметы, представители растительного и животного мира, природные явления)"жили"таким же жизнью, как и и человек. Они представляли их способными чувствовать, наделяли свойствами бороться за свое существование подобно человеку. Например, в"Слове о полку. Игореве"вся природа с пониманием относится к несчастью братьев-князей: цветы прив'яли, дерева склонились к земле, вороны не каркали, вороны умолкли, сороки не скрекотилы, дятлы показывали. Игорю путь к реке, с ветром, солнцем,. Днепром и. Донцом. Ярославна и. Игорь говорят как с живыми существами, обращаются к ним с просьбами и жалобами. Для мировоззрения праукраинцев не было существенных различий между человеком и другими представителями живой природы. Считалось возможным рождения одного вида живых существ от другого (корова, кабан, собака, бык могли родить человека; из яиц могли вылупиться дети и, наоборот, женщина способна была родить животное; представлялись возм ивимы браки между человеком и другими природными существами: медведь живет с бабой, змеи летают ночью до женщин и т.д.). Даже сегодня в украинских сказках можно прочитать, что волк снес яйца, свинья их высидела а, а вылупившиеся из них три пары волов и бык. И в наше время в некоторых селах корова считается батраком, ей дают хлеб-соль как батрацкого"отходную", а на. Пасху христосуются с ней и дарят ей яйцристосуються з нею і дарують їй яйце.

Наши предки поклонялись и леса, там, по их мнению, живет леший; воде, поскольку в ней живет водяной; полю, потому что в нем хозяйничает полевик. Они поклонялись также дереву, прикосновение к которому считался эти илющим, приносили ему в жертву хлеб, соль, яйца, украшали как живое существо лентами, нитями т.д. поклонялись и умершим праукраинцы, как и другие древние народы, считали умерших живыми, но надела ли их свойствами, что делали их опасными. По их мнению, мертвецов можно увидеть, их можно встретить на горе, если там хоронили умерших утопленники продолжают жить под водой и не против того, чтобы зао ягнуты на дно людей, купающихся. Мертвецов надо кормить, удовлетворять их желания и прихоти и предупреждать их, иначе они могут наделать массу неприятностей, на перекрестках дорог нужно пруды ты камень, чтобы мертвецы во время своих путешествий могли присесть и отдохнуть; следует помнить, что они не откажутся помыться в бане, а потому необходимо вечером, накануне мытья, натопить ее и приготовить воду и веники; мертвецы женятся и выходят замуж, потому, на всякий случай, умершую девушку или умершего парня одевали как к венцу. Мертвецы ходят селами до крика петуха, умерщвляют людей, но умеют и воскрешать их своими чарами украинских сказка рассказывает, как один солдат трудом спасся от мертвеца, которого должен похоронить. Ночью, когда солдат виз покойника к попу, мертвец поднялся из гроба и накинул ся на солдата, но тот спрятался на дубе. Мертвец пидгриз дуб, и тогда солдат перескочил на другой дуб. Мертвец пидгриз и этот дуб, и солдат спасся лишь на третьем дереве, потому что как раз запели петухи. Каз ка - свидетельство того, что закапывание мертвецов в землю когда-то считалось средством защиты от них и мертвецы якобы это понимали. Но мертвец может и помочь своей силой: открыть человеку клад, исцелить от бо делай, помочь бедствийарадити лиху.

Со временем анимистические,. Тотемистические и магические верования эволюционировали в праукраинцев к культам и мифов. Прежде всего это были земледельческие культы в приднипровцив, преимущественно полян, и специальные культы ресниц йськово-купеческой. Аристократї.

Основная особенность земледельческой дохристианской религии заключалась в доминировании в ней практики магии и культа над мифологией; практика была богатой и отличалась строгим традиционным ритуалом, мифоло. Аггея же, наоборот, имела бессистемный, отрывочный характер. Мифологическая систематизация состоялась лишь за христианской эпохи, когда размыты, оформленные образы божеств были конкретизированы, получили имена. В христианской земледельческой религии славян не было мифических. Деметры,. Д ионе ся,. Осириса,. Адониса и других богов земледельческого цикла. Земля оставалась матерью-кормилицей, силой, которую следует уважать и которой следует поклоняться. С землей можно было говорить, ждать от нее ответа относительно будущего урожая. Считалось, что она определенным образом ответит, нужно лишь приложить к ней ухо и слушать вер в послышится, что идет виз с грузом, то будет урожай, если же послышится грохот пустого телеги, то будет голо голод.

Почитание земли наблюдалось также в других обрядах, например, в обращении к ней с извинениями, клятвы землей, возложении на голову куска дерна или поедании его в знак правдивости сказанного или правильности сделанного. Считалось, что нарушение клятвы, ложь и отказ от обращения к земле с прощением наказываются неурожаям.

Культы военно-купеческой аристократии праукраинцев имели преимущественно городское происхождение. Они посвящались богам с именами и изображениями, то есть идолам. Идол считался не просто изображением боже естве, но также его вместилищем. Идолы - это уже не обычные фетиши, которые периодически производят и выбрасывают, а постоянные и требовательные богоги.

Летописи свидетельствуют об идолах двух богов -. Перуна, культ которого господствовал в. Киеве, и. Велеса, или. Волоса, бога скотоводства, каменный идол которого стоял в. Ростове еще в начале XI в. Перун - это молния, все-таки им является первоначальное значение этого имени. Он - бог-воин,. Бог - покровитель военных и торговцев, именно ему присягала часть дружины князя. Игоря на одном из киевских холмов. Киевляне обращались к. Перун а с просьбой о помощи в защите от нападений врага. Итак, славяне почитали. Перуна, как греки. Зевса, а римляне. Юпитера. Влияние византийских верований прослеживается и в отношении других богов: бога. Солнца -. Даждьбога, огня -. Сварога, ветра -. Стрибога общем, славянский пантеон выгляделигляд:

Авсень (Овсень) - бог смены времен года и начале весны и осени;

Белбог - бог света, добра, удачи, счастья;

Берегиня - великая богиня, мать всего сущего;

Велес (Волос) - сын. Сварога, бог скотоводства, олицетворение хозяйственной мудрости;

Громислав - бог-великан, помощник. Сварога при создании. Земли;

Дажьбог - сын. Сварога, бог. Солнца;

Денница - старший сын. Сварога;

Диверкиз - заячий бог;

Дед - бог супружеской любви;

Дидилия - богиня женского плодородия, покровительница беременных женщин;

Догода - бог тихого ветра и ясной погоды;

Додола - богиня лета и молодости;

Зевана - богиня зверей и охоты;

Зимцерпа (Зарница) - богиня утренней зари;

Злебог (Вор,. Худич) - бог вечных мук воров после смерти;

Золотая баба - богиня тишины и покоя, домашнего достатка;

Карачун - подземный бог, повелитель морозов;

Квасура - бог виноделия;

Крышень - бог знаний;

Купало - бог лета, плодовых деревьев и летних цветов;

Лад - бог мира, примирения и дружбы;

Лада - жена. Сварога, богиня красоты, любви и брака;

Лед - бог зимы;

Лель - бог любви;

Магура (Перуница) - покровительница воинов;

Марцано - богиня смерти животных;

Мокошь - богиня плодородия;

Морена - богиня смерти;

Ниян - бог наказаний;

оземь - бог подземного царства;

Переруг - бог раздора и ссор;

Перун - бог-громовержец, управляющий грома и молний;

Подага - бог хорошей погоды;

Позвизд - бог бурь и непогод;. Полазник - бог счастья в. Новом году;

Полеля - бог брака;

Поренут - бог - покровитель мореплавателей;

Припекало - бог блуда и разврата;

Пятница - покровительница умерших;

Радегаст - бог войны;

Радогост - бог гостеприимства;

Род - бог-творец видимого и невидимого мира;

Родомисл - бог мудрости и красноречия;

Руевита - бог - покровитель воинов

Сварог - верховный владыка. Вселенной, родоначальник богов;

Святобор - бог лесов, покровитель охоты;

Сева - богиня плодовых садов;

Стрибог - бог ветров;

Сумерала - богиня подземного царства;

Триглава - богиня земли;

Тур - бог земледелия;

У - бог любовных связей;

Услада - бог веселья и наслаждения;

Усуд - бог - вершитель судьбы;

Хворост - бог болезней;

Хорс - бог света;

Ярило - бог любви и веселья;

Яровит - бог весеннего грома, облаков и вихря

Культ городских богов обусловил не только сооружение их изображений (идолов), но и строительство целых сооружений - святынь их создавали под открытым небом, окружали частоколом, в центре ставили высокий сто. ОВП с человеческим лицом главного бога, а вокруг - столбы с его"женами"и"дочками"После приезда в город купец приносил высоком идолу в жертву хлеб, мясо, лук, молоко, хмельной напиток и просил бога послать ему богатого покупателя. Если торговля шла плохо, то жертва повторялась, но обращение направлено уже к"женщин"и"дочек"бога с просьбой о заступничестве перед их повел ителем. В случае успеха приносилось щедрое пожертвование: свежевали овец и волов, их головы вешали на частокол позади богов. При этом богов представляли полигамной семьей, как и семьи князей, такими же сла бкимы перед лицами женского пола, как и их человеческие прототипы. По свидетельству летописцев, в исключительных случаях жертвой бывали и народ у надзвичайних випадках жертвою бували й люди.

Такими были особенности верований праукраинцев перед принятием. Русью христианства

Итак, в истории человечества существовало много различных религий. Этнографические и исторические исследования выявили удивительную разнообразие верований и обрядов у разных народов и на разных ступенях их исторически ого развития. Религиоведение описывает их, создает каталоги, классифицирует и систематизирует на основании выявления подобных и общих их характеристик и различий. При этом каждую конкретную религию оно рассматривает в контексте всей совокупности условий ее существования - материальных, политических, правовых, этических, эстетических, философских и других. С позиций научного религиоведения, история религии является помета вним и наследственным эволюционным процессом, который прошел путь от политеизма к монотеизму, от ранних верований, через родоплеменные культы-, мифологию и национальные религии, к мировым религиямігій.