Учебники Онлайн


Глава 8 СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ И неорелигии

. Не варите песок, надеясь, что получите кашу

Чжу. Си

В 60-70-х годах XX века существующая в мире религиозная традиция оборвалась. Возникли тысячи так называемых нетрадиционных культов и неорелигий под разными названиями -"религия нового века","нетрадиционные религии й","внеконфессиональные верования","позаканонични веры"и т др.. В одной только. Франции таких культов и религий насчитывалось более 300, а в. США - почти 2000. Многие из этих культов функционируют и в Украине й хньою социальной базой является молодежь и люди в возрасте до 45 лет - образованные, материально обеспеченные, но разочаровавшиеся в официальных ценностях потребительского технократического общества и в способности традиционных р. Элиг, прежде всего христианства, взять на себя ответственность за социальные проблемы. Чувство одиночества, бесцельности жизни, общественной невостребованности, другие социально-психологические факторы в этих у языках оказались стимулами поиска новой системы ценностей. Лидеры нетрадиционных религий сразу отреагировали на такие перепады в общественных настроениях, занялись разоблачением пороков"грешного мира", рекламой себ е как уникальных спасителей человечества и глашатаев высшей мудростик унікальних рятівників людства і глашатаїв вищої мудрості.

Кроме отчаявшихся участников различных форм социального протеста, нетрадиционные культы и неорелигии привлекают к себе и тех обывателей, которые потеряли привычный для них ритм жизни. Всех их в этих религиях привлекает. Юэ четкая организация, строгие моральные правила поведения, авторитарность так называемых духовных пастырив.

Для сторонников неорелигий (в основном - выходцев из семей интеллигенции и военнослужащих) характерно неприятие существующего общественного строя, демонстративное игнорирование реалий жизни, в том чис сли политического. Своим лидерам они приписывают сверхчеловеческие свойства, выдают их за спасителей, посланцев неба, новых мессий. Лидеры, в свою очередь, проводят активную работу в направлении изоляции верующих от воздействия внешнего мира и изменения их прежних духовных ориентиреів.

Нетрадиционные культы и новые религии - порождение кризисных явлений в общественном сознании людей, причиной которых являются экономические трудности, региональные и глобальные проблемы экологического и демографического ха эру т.д.. Большом распространению нетрадиционных культов и новых религий в современном мире способствуют усилению неформальных связей между народами и государствами, новые средства коммуникации и информационные технологииї.

81 Особенности классификации вероучений неорелигий и их культов

Нетрадиционные культы и новые религии весьма специфические. Как правило, они не имеют четко разработанной системы вероучений их структура иерархическая и авторитарная. Культ в этих религиях имеет преимущественно коллективный й характер. Его отправления характеризуется использованием средств психологического манипулирования и методов психотерапии, повышенным вниманием к прозелитов. Многие организации, имеющие отношение к этим р. Элиг, являются межгосударственными бизнес-корпорациями с филиалами в разных странах мирсвіту.

Все разнообразие нетрадиционных религий в Украине можно условно разделить на пять групп: неоориентальну, неохристианских, сайентологические, новую магию, или спиритизм, сатанинскую

Среди неоориентальних культов и неорелигий наиболее известны"Международное общество сознания. Кришны","Тихоокеанский дзен-буддистский центр","Миссия божественного света"

"Трансцендентальная медитация"Все они являются модернизированными вариантами индуизма и буддизма, своего рода неоиндуизм и необуддизмом, проповедующих различные способы медитации (размышление, созерцание, внутрен нэ сосредоточения, отчужденность) их действия направлены на слияние с божественной природой, скрытая, по их мнению, за иллюзорной действительностью. Медитация, за неоориенталистамы, производится путем вынесения я мантр - специальных слов или сочетаний звуков, которые наделяются мистическим смыслом. В процессе такой церемонии вероучительных особенности религии отступают на задний план, а на передний выдвигаются"прям ування истинным путем", личный опыт и авторитет гуру (учителяавторитет гуру (вчителя).

К неохристиянських объединениям принадлежат"Церковь унификации","Дети. Бога","Церковь. Тела. Христова"и др.. Для них характерны синкретизм (от гр - соединение) христианской идеологии с элементами восточных религий, акцентирование я эсхатологии (от гр - религиозное учение о конце мира и человека) и мессианства, наделение руководителя религиозного объединения статусом посланника. Бога, который передает через него новые откровения высшие нравственные предписаниеодкровення, вищі моральні приписи.

сайентологической направление образуют"Церковь сайентологии","Общество. Аетариус", другие"космические религии"Они проповедуют связь землян с высшими космическими силами,"космическим разумом"Согласно их учению, физические и приборы имеют мистические свойства, поэтому влияние некоторых неизвестных и таинственных высших реальностей на физическую и биологическую природу можно регистрировать и даже измерять. Это учение явно спекулирует на еще. Неве домих явлениях человеческой психики и окружающей средылюдської психіки і навколишнього середовища.

В современном мире большое распространение приобретают новые магические учения и институты, пришедшие на смену колдунам, шаманам, волхвам. Они сочетают взгляды и практику восточных и западных, древних и с современных традиций. Таким, например, является учение. Карлоса. Кастанеды, в основе которого мифология мексиканских индейцыів.

. Сатанинские группы превозносят зло и насилие, проповедуют общение с мистическими источниками зла - демонами, сатаной и т.д."Церковь сатаны", например, провозгласила себя сознательным носителем зла и антиподом християнст твристиянства.

Наиболее полное представление о вероучении неорелигий, их культы и истинное предназначение дает анализ содержания таких из них, как"Церковь унификации"Сен. Мен. Муна,"Ассоциация. Святого. Духа за объединение мирового в христианства"и"Международное общество сознания. Криптыриство свідомості. Крипти".

"Церковь унификации" основана в 1954 г. южнокорейским евангелистом. Сен. Мен. Муном. Он родился в 1920 г в протестантской семье. Образование получил в пресвитерианской миссии, позже посещал церковь пятидесятников. У19 936 р. Мун заявил, что имел встречу с. Иисусом. Христом, который признал неудачу своей спасительной миссии и поручил ему ее завершить. Биографы. Муна пишут, что он был заключен за религиозные убеждения. Однако, как в иявилося, в. Корее. Муна тюрьму за сексуальную распущенность и изнасилование несовершеннолетних, а в. США - за финансовые махинации и неуплату налогов в сумме 16 млн долл.. Биографы же. Муна описывают его как вин. Ларечное праведную и морально чистого человека, основателя новой религииї релігії.

В 1973 г.. Мун издал книгу"Божественный. Принцип"В ней он рассматривает историю человечества как таковую, состоящий из трех периодов:"возраста. Ветхого. Завета","возраста. Нового. Завета"и"возраста. Завершенного. Завета"Ко ожно возрастные. Бог, по мнению. Муна, открывает истину в определенном объеме, на основании уровня духовного развития людей, из-за различных пророков и мессий. Истины первого и второго периодов. Бог поместил в. Библию а 1960 г объявил"возрастом. Завершенного. Завета"Свой"Божественный. Принцип"Мун считает существенным дополнением откровения, а себя - настоящим мессией третьего периода, который борется с силами сатаны, несет народ ям послание истинной любви и единения. Расизм, войны, нищета и все другие проблемы за. Муном - результат грехов в сердцах людей. Все люди должны объединиться в одну семью - образование высокой нравственности, лю. Боуи и верьєднатися в одну сім'ю — утворення високої моральності, любові і віри.

В"семье"Муна нет формальных канонов и обрядов, а главное - люди помогают друг другу муниты жертвуют религиозной общине деньги, имущество. Каждая личность реализуется в группе, где полностью регулирует ется и ориентируется практическая деятельность человека в этом суть ее"нового рождениянового народження".

Мун считал, что"обновление"человечества, практическая реализация"идеала мира под. Богом"требует построения новой инфраструктуры, которая объединит все сферы человеческой деятельности. Она должна включать бизнес в области с средств массовой информации, промышленности, техники, научных исследований, гуманитарных начинаний и искусств. Мун основал газеты и журналы, судостроительные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы госпитальевтичні фірми, шпиталі.

Как и в большинстве культов, побудительным мотивом"Церкви унификации"есть деньги, стремление любой ценой добиться успеха. Мун безапелляционно объявил:"Мессия должен быть богатым. Только он способен. Володи идти всем. Пока он этого не достигнет, ни он, ни. Бог не будут счастливы"Мун - богатый человек. В. Южной. Корее он обладает многими предприятиями, в том числе военного характерслі військового характеру.

"Международное общество сознания. Кришны" имеет еще название"Движение. Харе. Кришна". Его основал в 1966 г в. Нью-Йорке индийский проповедник, бывший торговый служащий. Абхай. Чарин. Где (1896-1977). Его ритуальное имя -. Бхактиведанта. Свами. Прабхупада. Он родился в. Калькутте, в местном университете изучал английский язык, философию и экономику, потом занимался коммерцией, а с 1954 г полностью посвятил себя служению. Кришне

В 1973 г"Движение. Харе. Кришна"насчитывал 4 тыс. членов. Через 10 лет их количество возросло до 12 тыс.. Они располагались в 40"храмах"и"фермах"Сейчас только в. США насчитывается более 20 тыс."полных членов"и десятки тысяч постоянных прихожан кришнаитських общин 90% кришнаитов - молодые люди до 25 лет, выходцы из семей со средним достаткомебільшого вихідці з сімей із середнім достатком.

Основу материальной базы"Движения. Харе. Кришна"составляют пожертвования государственных и общественных организаций. Эффективно работает пропагандистский аппарат. Сам. Прабхупада за. ЗО лет своей религиозной деятельности те в. Индии издал три книги, а за последние 12 лет проживания на. Западе - 94 книги. Движение издает журнал"Назад к божественности", а его международный издательский трест выпускает миллионными тиражами кришнаи. ТСК литературу. Ему принадлежат более 380 храмов, половина из которых действует в. СПИА. Штаб-квартира движения находится в. СПИА, а его организации - во многих странах мир в багатьох країнах світу.

Основы вероучения своей организации. Прабхупада изложил в книге"Бхагават-Гита как она есть"Согласно ему, единственный абсолютный бог существует в трех аспектах:. Бхагаван,. Брахман,. Параматма

Бхагаван - аспект. Бога как. Верховной. Личности. Это лицо обладает всем богатством, могуществом, славой, красотой. Брахман - аспект. Бога как абсолютной истины, которая пронизывает все. Он необъятный и бесплотный. Это испытания ния трансцендентального тела лица. Бога. В. Параматма отражается. Верховная. Душа находится в сердце каждого живого существа наряду с индивидуальной душой - дживаживою.

Бог у кришнаитов наделен высшей (духовной) и ниже (материальной) энергиями, у него множество имен, соответствующих множества выполняемых им действий. Главное его имя -. Кришна ("Тот, кто всего привлекает"). Ре. Эшта богов - воплощение. Кришны (Иисус. Христос - одна из инкарнаций. Кришны). Кришна находится в трансцендентном мире на планете. Кришналока, где наслаждается лиламы (играми, удовольствиями), одновременно помещаясь в каждой части. Вселенной. Человек, согласно кришнаизм, - дуализм тела и души. Индивидуальная душа - доля. Верховной. Души, она находится под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неввич ности, страстности, милосердості, милосердя.

Материальный мир кришнаиты уподобляют трем уровням планет высокий уровень населенный полубогами, душе каждого из которых находятся в состоянии (модусе) милосердие и добродетели. Это - кришнаиты, брахманы, уче карманы, философы и коровы. Средний уровень населяют те, чьи дживы (индивидуальные души) находятся в модусе страстности. Это все те, кто работают, стремятся иметь собственную семью, дом, хорошую репутацию. На планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежливости (праздность, безумие), через которые получают тела животварин.

Культовая практика кришнаитов предполагает формирование у них любви к. Кришны, уважительного отношения к нему, стремление смотреть на мир его глазами. Такая высшая любовь достигается через религиозный экстаз в п процессе индивидуальной и коллективной медитации - провозглашение мантр во время игры на музыкальных инструментах и ??ритмических танцев. Особое значение придается мантре"Харе. Кришна,. Харе. Кришна,. Кришна,. Кри шная,. Харе,. Харе,. Харе. Рама,. Харе. Рама,. Рама,. Рама,. Харе,. Харе"Она означает прославление святых имен господа и повторяется 1728 раз в течение дня, причем количество повторений подсчитывается за доп. Омогой бусинок на четкахнок на чотках.

Кришнаиты живут в коммунах, которые возглавляют гуру. Гуру выступает не только духовным учителем, мудрым и авторитетным человеком, но и представителем бога и даже его воплощением. Он помогает своим ученикам. Совершенствование налюваты их духовный мир, формировать приверженность. Кришнані.

Бхактиведанта провозгласил себя последователем бога. Кришны. Члены его секты обязаны поклоняться ему как богу, беспрекословно выполнять его указания. С целью укрепления"Международного общества сознательно ости. Кришны", уже на склоне своей жизни, он основал административный совет из 11 гуру, ныне коллегиально руководит кришнаитами в различных регионах мира. Среди членов совета нет ни одного индуса, только сами ам ериканци или европейцыабо європейці.

Итак, кришнаизм - это упрощенный индуизм. В обществе он выполняет социальную функцию, предлагающий религиозный путь преодоления продовольственной проблемы, преступности, проституции и т.п."Харе. Кришна"осуждает на аркоманию, сексуальную распущенность, вседозволенность, а также комфорт и чрезмерное удовлетворение телесных потребностей. Религия, которая критикует недостатки и проявления бездуховности общества, импонирует определенной части молодежи, на которую и возлагаются кришнаиты в своем стремлении к выявлению социального протеста через религиозную активность. Применяя различные технологии психологического воздействия, они привлекают к своим общинам мо лодь, причем требуют от нее полного разрыва с семьей и внешним миром, выполнения многочасовых ритуалов и молений, тяжелой и бесплатной работы на благо сектна благо секти.

Второй по количеству сторонников и влиянием на. Западе религиозно-мистическая организация"Международная коммуна саньясинив" ее основателем и идеологом был индус. Бхагван. Шри. Раджниш (1931 - 1990). Он утверждал, что весной 1953 г. на него неожиданно сошло"озарения"стать духовным пастырем. Будучи профессором философии в одном из университетов. СЕЛА,. Раджниш овладел западные религ гии, различные течения индуизма, усвоил технику гипноза и медитации да и провозгласил себя божеством (Бхаван), выше. Будду,. Иисуса. Христа и. Мухаммеда, создателем новой религии. Более 20 лет он выступал с пу бличнимы лекциями-беседами, тексты которых выданы в 340 книгах. Многие из них переведены на иностранные языки. В этих лекциях говорится об. Иисусе. Христе,. Будду, дзен-буддизм, даосизм, хасидизм, суфизм, предоставляются различные советы учениказні поради учням.

Учение. Раджниша - конгломерат религий, прежде всего восточных, совмещенный с наукообразным трактовкой различных явлений. В нем саньясинство (схимництво) переплетается с медитацией, индивидуальность характеризуется уеться как фальшь, претензия, фасад; подчинение гуру заменено подчинением"мастеру"В"Беседах с саньясинамы"он призывал своих учеников к социальной пассивности, отказа от любых желаний цели, планов; требовал забыть прошлое, не надеяться на будущее, жить настоящим, углубившись в свой внутренний свиу свій внутрішній світ.

Согласно постулатами. Раджниша, коммуны саньясинив должны стать местом"встречи"Востока и. Запада. Члены коммун - ученые, художники, поэты, певцы, музыканты, медитируя йоги, мистики и др. их внешними при икметамы есть одежда цвета охры, ожерелье из 108 бусинами и медальоном с изображением. Раджниша. В процессе посвящения в саньясу они получают от. Раджниша новое имя; ежедневно практикуют медитации, на начале и конце дня трижды провозглашают славу памяти всех"просветленныхquot;просвітлених".

Учение. Раджниша популярное во многих странах. Запада, где созданы организации саньясинив. Эти организации подчинены своему центра -"Международной коммуне саньясинив"("Раджниш-центр","Академия. Раджниш ишизму"), находящийся в. США. Центр издает газету"Раджниш тайме"В. Великобритании издается"Европейский вестник. Раджниша"активные саньясины, которые отправляют в"Раджниш-центра"свои заявления,. Автодом иографични данные и фотографии, получают"диплом"о"посвящения в веру"с присвоением малайского имени"Раджниш-центр"ведет активную миссионерскую деятельность, создает коммуны саньясинив в многих странах инах мир" веде активну місіонерську діяльність, створює комуни саньясинів у багатьох країнах світу.

У1958 р. США возникла еще одна религиозная секта -. Движение (общество) трансцендентальной медитации" ее основан индуистским монахом. Махариши. Махеш. Йогой. В отличие от других восточных движений, ориентированные на молодежь, этому обществу импонируют люди старшего возраста. Здесь религиозных руководителей называют не"гуру", а"инструкторами"Они учатся на специа альных курсах в течение трех месяцев, после чего получают право"раздавать мантры"(индобуддийськи тексты, заклинанияндобуддійські тексти, заклинання).

В движении практикуются методы и средства психотерапии с использованием многократного повторения мантр, в том числе без участия

"учителя"При этом медитирующий якобы испытывает облегчение, и это заставляет его верить, что мантра оказывает на него сверхъестественный влияние. Он воспринимает медитацию и сами мантры как магию, заклинания. Конечной целью медитации является облегчение психического состояния, освобождение от забот, достижение нирваны. Итак, социальная программа движения предполагает через медитацию преодоления бедности, несправедливости, войн. Очевидно что это программа социальных иллюзий и пассивностиій і пасивності.

В. США было создано также центр"Миссии божественного света"Эту секту основал популярный в. Индии религиозный деятель. Шри. Хан. Джи. Махарадж. В отличие от большинства восточных нетрадиционных культов, в которых старательно поддерживается заморская экзотика в одежде, ритуалах и обычаях,"Миссия божественного света"выступает в чисто американском стиле и управленцев секты является младший из четырех сыновей ее основателя. Бизнесмены и средства массовой информации обеспечили ему возможность широкой пропаганды своего вероучения. Последователи секты умело используют фрагменты. Библии,. Корана,. Бхагават-Гиты (песен богов, трактата об основах брахманизма и индуизма) и других религиозных книг; доказывают, что. Джи. Махарадж заслуживает даже большей славы чем. Христос,. Будда,. КришнаБудда,. Кришна.

Члены секты создают монашеские общины, дают обет целомудрия и послушания, передают свое имущество и сбережения в пользу секты, проводят активную миссионерскую деятельность, призывают своих последовательных икив оставить все светские заботы и суету и стремиться к"сатсангу"- божественного озарения и получения"высшего знания;вищого знання".

Для более полной характеристики современных нетрадиционных культов и неорелигий следует обратить внимание также на багаизм -"Всемирную веру бахаи"Это религиозное учение углубляется своими корнями в исламский. Иран XIX в

Место возникновения религии бахаи, как и многих других религий, -. Восток ее основателем был. Бага-Улла (1817-1892), имя которого в переводе с арабского означает"слава. Господня"Духовное наследие. Баха-Уллы состоит из более чем 100 книг, а также молитв, законов и учения. По его мнению, это именно то, что н необходимо человечеству для установления прочного мира и справедливого всемирного порядка. Главной в багаизми есть"священный книга", в которой. Бага-Улла провозгласил свою миссию и сформировал основные принципы вч. Энносновні принципи вчення.

В духовном завещании основоположник веры назначил своим наследником старшего сына. Абдул-Баха (1844-1921), который должен быть полномочным толкователем учения бахаи. При жизни. Абдул-Баги религия бахаи укрепилась в 39 странах. Начался период, который последователи бахаи называют"веком формирования"Наследником. Абдул-Баги стал его внук. Шоги. Эффенди (1896-1957), после смерти которого вопросы распространения и защиты в. Иры взяли на себя назначенные поверенные в делах. Так продолжалось до 1963вало до 1963 р.

В 1963 г, согласно письменному завещания. Бага-Уллы, на международном съезде был избран первый"Всемирный дом справедливости"- высокий духовно-административный орган бахаи. Девять его членов оби ираються каждые пять лет членами"Духовных собрания"(представителей религии бахаи из разных стран). Они управляют духовными и административными делами общин бахаи на мировом уровне. Наделенный полн оваженнямы решать вопросы, не освещенные в. Священном. Писании,"Всемирный дом справедливости"учитывает потребности и условия меняющегося мира, поддерживает единство общины бахаиту, підтримує єдність громад багаї.

Сторонники веры бахаи обязаны распространять учение словом и делами, но не навязывать его, не использовать любое давление с целью привлечения людей к религии, активно участвовать в жизни общест щества и способами служить людям, соблюдать лояльности толком, существующей в стране, находиться вне политической борьбы.

Принцип единства человечества предполагает гармоничное объединение народов в духовную семью с сохранением и развитием их культурных и этнических особенностей. С этой целью человечество избавиться от всех расовых, н национальных, классовых, религиозных, политических предрассудков; достичь гармонии между наукой и религией; предоставить каждому человеку возможность самостоятельного поиска, обеспечить общее образование, что соответствует уровню цивилизации; ввести единый язык дополнительно к родной, обеспечить равенство прав и возможностей для мужчин и женщин; решить экономические вопросы на основе духовных принципов, поскольку современных на кризис прежде всего кризисом духовности; социальными мерами уменьшить разрыв между бедностью и богатством, создать всемирную федерацию; ввести международное законодательство для установления общего м иру. Кампанию за мир, которую осуществляет движение бахаи, начато письмом"Всемирного дома справедливости"к человечеству всего мира в 1985 г.. В нем всех правителей мира призывают определить пути достижения за щего мира и мирового порядкового порядку.

Для бахаи термин"новый мировой порядок"имеет особое значение. Более 100 лет назад. Бага-Улла применил его в своих"Священных. Писаниях", имея в виду мировой порядок, который будет установлен в ма айбутньому результате неизбежных изменений в политической, социальной и религиозной жизни всей планету житті всієї планети.

Главным догматом бахаизма является положение о том, что и. Моисей, и. Будда, и. Зороастр, и. Конфуций, и. Христос, и. Аллах выступают различными проявлениями одного и того же божественного разума. Итак, багаизм - синкрет. Политическая религия. Она имеет последователей примерно в 200 странах мира ее международная штаб-квартира находится в. Хайфе (Израиль). Живое"Всемирная вера бахаи"по составленному. Бага-Уллой обрядовому календарю, щ в состоит из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Новый год по этому календарю приходится на 21 марта. В багаистив. Есть служителей культа, церковного устройства и религиозной иерархии. Они имеют лишь"учитель ей", которые ведут беседы в домах верующих или багаистських центра або в багаїстських центрах.

Итак, основу нетрадиционных культов и неорелигий, как правило, составляют идеи индуизма и буддизма, реформированы восточные верования, перенесены на почву западной цивилизации. Главной их идеей е достижения я (с помощью сеансов медитации и йоговских упражнений) мистического слияния с божеством. Всем им присущи такие характерные чертыси.

Во-первых, эклектизм и синкретизм. В неорелигии идеи индуизма и буддизма часто переплетаются с положениями христианства, ислама, мистических учений

Во-вторых, непосредственная связь с теософией как учением о возможности. Богопознания через интуицию и откровение

В-третьих, усвоение многих положений по антропософии - учения о том, как человек, путем развития якобы скрытых в ней таинственных возможностей, способна достичь господства над природой

В-четвертых, оккультный характер, поскольку они утверждают, что человек может с помощью определенных обрядов и заклинаний подчинять себе сверхъестественные силы

В-пятых, спиритизм - вера в возможность непосредственного общения живых с душами умерших

В-шестых, использование положений астрологии о влиянии небесных светил на судьбы отдельных людей и народов

Каждая из современных неорелигий претендует на свою универсальность и исключительность их сторонники нередко пытаются доказать, что их учение не имеет ничего общего с религией. Однако всем нетрадиционным кул льтам и верованиям присуща основные признаки религии - вера в сверхъестественное, а сеансы медитации, упражнения йоги используются только для достижения религиозного транса -"слияния с божественнымвенним".

Основными формами организации неорелигий есть"семьи","братства","коммуны", монастыри их члены должны бесплатно работать, передавать своим организациям все сбережения и ценные вещи, а наставники и аким способом накапливают в себе значительные богатствпичують у себе значні багатства.