Учебники Онлайн


63 Особенности эллинистической риторики

Как известно,. Аристотель в своем творчестве выделил три вида речей: политические, судебные и эпидейктическом (торжественные, похвальные). В. Древней. Греции классического периода ведущую роль играли политические речи. В период эллинизма эта роль переходит к торжественных речей. В системе античной риторики происходят значительные изменения. Прежде всего изменяется эстетический идеал красноречия. Целью политической речи было пере выполнения слушателей, а торжественной - понравиться аудитории и греческое красноречие ищет пафоса, изысканности, пышности, блеска. В речах появляются редкие слова, высокопарные метафоры, подчеркнутый ритий ритм.

Особенно это оказалось в азиатском стиле - направлении в риторике, образовавшийся в риторических школах и достиг наибольшей совершенства в городах. Малой. Азии в III веке до н.э. Риторика теперь была лишена острого содержания политической борьбы, нас на ажувала политических ораторов прошлого. В риторических школах культивировалось торжественное панегирическое красноречие в честь монарха, а также судебные ораторские речи на выбранную тему. При отсутствии живого содержательные ту риторика обращается преимущественно к формальным эффектов, среди которых различали два стилевые направления -"нарядный"и"високомовний "високомовний".

Характерный признак"нарядного" стилевого направления состоит в поисках слуховых эффектов, под влиянием которых в аудитории создавалось впечатление пения. Представители"високомовного" стиля тяготели к эмоциональной патетики и высокопарности. Обоим ответвлением было присуще стремление максимально повысить нагрузку каждого элемента фразы

Другой эллинистический направление в риторике получил название аттикизм. Он получил развития во II-I вв до н.э и ориентировался на архаическую в то время язык и стилистику аттической прозы, в частности, произведения. Лисия, а так каждого. Фукидиддіда.

Кроме изменения эстетического идеала возрастает также значение теоретических приписываемых для красноречия силу того, что, в отличие от политических речей, которые полностью зависят от неповторимой конкретн ной ситуации, содержание торжественных речей более однообразен и поэтому его можно подготовить заранее. Согласно этому разрабатываются теоретические системы риторики, стремящихся охватить как можно больше многообразий итних случаев, с которыми приходится иметь дело ораторру.

Образцом для риторов эпохи эллинизма выступали древнегреческие ораторы классического периода. В III века до н.э в. Пергамский библиотеке создается известный канон десяти аттических ораторов в состав которого вошли. Антифонт,. Андокид,. Лисий,. Исократ,. Исей,. Ликург,. Демосфен,. Гиперид,. Динарх,. Эсхин. До этого канона позже часто обращались выдающиеся ораторы, теоретики и учителя ораторского искусства

Если говорить о соотношении риторики и философии в эпоху эллинизма, то следует отметить, что эллинистическая риторика все больше отмежевывается от философских интересов. Риторические школы этого периода в большее внимание уделяют именно искусству слова. В них постепенно вырабатывается тип оратора, который способен говорить на любую тему, но при этом почти не знать ничегого.

Именно школьная риторика еще со времен. Исократа стала основой античной образования. В риторических школах распространяются упражнения, которые называются декламации - речи на вымышленные темы. Сначала этим термином обозначали су уто вокальные упражнения, а уже потом они выступают как специфические упражнения в риторических школах. Существовало два вида декламаций: контроверсии и суазорииії. контроверсии - это судебные речи по вымышленных делам, а суазории - речи на вымышленные политические темы

Если говорить об отношении философских школ эпохи эллинизма к риторике, то следует остановиться на двух школах. Особый интерес вызывает отношение академиков наследников. Платона, к риторике. Некоторое время они отвергали эту дисциплину. Однако II века до н.э в. Академии царит уже скептицизм. Представители этого поколения академиков охотно привлекают к преподаванию. Ритой орични приемы. А именно:"о любой предмет говорить и за, и против"и тем самым подводить слушателя к нужным выводам. Философ. Карнеад, возглавлявший. Академию в 160-129 гг до н.э., даже стал в и кий способ известных ораторовосіб відомим оратором.

В 156/155 гг до н э. Карнеад вместе с несколькими философами посетил. Рим в составе дипломатической миссии. Там он в течение двух дней провозгласил блестящую речь о справедливости. В первый день он доказывал, что справедливость по акладена в самой природе человека и поэтому достойна стремление к ней сама по себе. На второй день. Карнеад показал, что справедливость - это условная установка, которую придумали слабые люди в противовес сильным. Для с ильного справедливость вовсе не обязательно. Известный древнеримский политический деятель того временичасу . Катон. Старший услышав эти речи, приказал изгнать греческих философов из. Рима. По его мнению, такая"игра"с истиной угрожала римской молодежи

Представители еще одной эллинистической философской школы - стоической - считали, что риторика составляет необходимую часть знаний настоящего мудреца. Они исходили из внутреннего единства риторики и диалектики и. Риторика является наукой изящно говорить с помощью сложных рассуждений, а диалектика - наукой правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов. Кроме того, они придерживались ь аристотелевского разделения речей на политические, судебные и торжественные, сама же ораторская речь, по их мнению, состоит из введения, рассказы, возражения и завершение касается общей структуры риторики, то стоики выделяли четыре части: изобретение, изложение, построение и исполненииання.