Учебники Онлайн


33 Завершение речи

Последняя часть речи - завершение - дает возможность оратору усилить убедительность своих мыслей, было обосновано в основной части. Общая цель завершения - закрепление оратором своих положе ень в сознании аудиториейї.

Наиболее распространенными являются три приема, используемых в этой части:

·. Формулировка выводов

·. Рассмотрение перспективы

·. Апеллирование

·. Первый прием (формулирование выводов)

заключается в том, что оратор возвращается к важнейшим пунктов главной части. В таких случаях завершение речи призвано напомнить о них. Оно может разворачиваться на:

1) предмет сообщения;

2) структуру сообщения:

. Развертывание завершения на предмет речи предусматривает суммирования мнений относительно него. Для этого оратор должен отобрать наиболее сильные существенные положения головной части. Определяющей является процедура разработки резюме. В завершениях такого типа не е рекомендуется: вводить новые данные; слишком варьировать выходные формулировки; отвлекаться"изюминкамивинками".

. Развертывание завершения на структуру сообщения предусматривает обзор того, в какой последовательности подавалась информация о предмете речи есть оратор акцент не на главных чертах самого предмета, а на главном в сообщении о нем. Для этого ха арактеризуеться общая структура речи и отдельные части. Главной здесь является процедура разработки аннотации. В завершениях такого типа не рекомендуется: на ходу перестраивать сообщения; предоставлять ровно го значения всем частям; выпускать мотивы перехода от одной части к другойншої.

Формулировка выводов является довольно распространенным способом завершения ораторских речей. Оратор еще раз подчеркивает важных мыслях своего выступления. При этом целесообразно перечислять те пункты, которые повторяют, с с помощью конструкцииї:

Во-первых. Во-вторых. В-третьих

. Второй прием (рассмотрение перспективы)

заключается в том, что оратор определяет гипотетический развитие предмета речи. Для этого оратор может воспользоваться экстраполяцией:

1) временной;

2) пространственной

. Завершение через временную экстраполяцию предполагает рассмотрение того, чем предмет будет завтра. Речь основывается на общей схеме:"чем был объект вчера - чем он является сегодня - чем он будет завтра"Следует подчеркнуть, что такая схема подходит к в сообщений почти на любую темудь-яку тему.

. Завершение через пространственную экстраполяцию предусматривает введение новых объектов для лучшего усвоения предмета речи. Эти объекты могут быть сходными или контрастными к предмету речи

Примером завершения через рассмотрение перспективы может быть речь. Ф. Рузвельта, произнесенная им 6 января 1942:

"Никакой компромисс не завершит этот конфликт. Никогда нельзя достичь удовлетворительного компромисса между. Добром и. Злом. Только тотальная победа может вознаградить сторонников толерантности и приличия, своб боди и верыі віри".

. Третий прием (апелляции)

заключается в том, что оратор пытается эмоционально завершить свою речь и повлиять на чувства аудитории часто используется тогда, когда человек пытается сформировать у слушателей намерен определенным чино ом действовать в завершении такого типа не рекомендуется: слишком подчеркивать дистанцию ??между оратором и аудиторией, характеризовать слушателей (особенно отрицательно), добиваться согласия аудитории, противопоставлять отдельные группы слушателей между собой, заставлять аудиторию к ответам на прямо поставленный вопросня.

Примером апелювального завершения может быть речь. В. Черчилля"Время дерзать и выстоять":

"Значит - к делу, в бой, к труду: каждый по своим силам, каждый на своем месте. Вступайте в армию, господствуя в воздухе, двигайте поток вооружений, топите немецкие подводные лодки, вылавливают мины, ори ить землю, стройте корабли, охраняйте улице, ухаживайте раненых, подбадривайте тех, кто пал духом, и уважайте отважных. Отправимся все вместе вперед, по всем частям империи, по всем закоулкам. Ост ров. Нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одного часа години"2.

Выбор того или иного приема завершения диктуется конкретными условиями общения. Прежде оратору следует учесть цель речи. Для информативных речей больше подходит завершения через формулировок ния выводов, а для убеждающих - рассмотрение перспективы (как правило, неутешительной в случае отказа от определенных действий) или призывов. Кроме того, тип завершения зависит и от способа подачи материала в. Главном й части. Для исторического способа изложения, например, оптимальным будет завершение как рассмотрение перспективтиви.

Последние фразы завершения должны быть тщательно продуманы оратором, ведь они способствуют закреплению того впечатления, которое сложилось в аудитории во время всей речи. В рамках риторики установлены определенные общем ни приемы завершения, подходящие к речам на любую тему:

- цитата;

- иллюстрация;

- благодарность аудитории, которая имеет вид развернутого комплимента. При выборе приема завершения как благодарности оратору не следует

ограничиваться простой фразой:"Спасибо за внимание!". Например:

"В заключение я бы хотел поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. Очень приятно было с вами сотрудничать", или

"Спасибо за внимание. Было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории"и др.

Кроме"положительных"вариантов завершения речи, специалистами в области риторики установлены и"негативные"способы. Эффективное завершение выступления имеет такое же значение, как и удачный вступление. Не надо завершува ать речьа завершувати промову:

- извинениями;

- дополнительными данными после того, как сформулированы выводы;

- безнадежной перспективой

Общая черта завершения - это краткость (так же, как и поступления)

. СРОКИ,. КОТОРЫЕ. НУЖНО. ЗАПОМНИТЬ

безосновательно аргумент - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила соответствия аргументов тезисе, когда оратор на поддержку своего положения приводит произвольные, неочевидные утверждения

. Введение - это первая часть ораторской речи. Выделяют три приема вступления: привлечение внимания аудитории - оратор подчеркивает свое право говорить на определенную тему, или важность темы для аудитории, или значимость во самого предмета речи; начало издалека - оратор пытается настроить конфликтную аудиторию на позитивное восприятие речи; неожиданный вступление - оратор непосредственно переходит к основной проблеме

. Потеря тезиса - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила неизменности тезиса течение аргументации / критики, когда оратор сам не осознает, что обосновывает не то положение, которое заявил в своей речи, а лишь подобных ему.

. Главная часть - это часть ораторской речи, в которой подается обоснование определенных положений. Выделяют два пути изложения материала: природный - характеризуется линейностью и минимальным вмешательством оратора в изложенной ад; искусственный - характеризуется иерархичностью и реализуется тремя способами (дедуктивный - от формулировки тезисов к формулированию аргументов; индуктивный - от формулировки аргументов в виде отдельных положений к формулировке тезиса; компаративистских - сопоставление предметов и перенос свойств с одного на другой)

. Диспозиция - это раздел риторики, изучающий структуру ораторской речи

. Завершение - это последняя часть ораторской речи. Выделяют три приема завершения: формулировка выводов, разворачивается на предмет речи или на структуру сообщения; рассмотрение перспективы развития данной темы, осуществляется через временную или пространственную экстраполяцию; призывов как эмоциональное завершения и воздействие на чувства аудитории

. Чрезмерное обоснование - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила достаточности аргументов, когда оратор, пытаясь навести как можно больше аргументов в пользу своего тезиса, незаметно для себя начинает использоваться ать необоснованные, противоречивые, ошибочные аргумент.

. Необоснованный аргумент - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила обоснованности аргументов. Разновидности:"ложный аргумент" - когда в качестве аргумента используется ложное утверждение;"опережения основы" - когда в качестве аргумента используется утверждение, достоверность которого только допускается, но не устанавливается с необходимостью,"круг в обосновании"- когда для обоснования тезиса используют овуеться аргумент, который, в свою очередь, вытекает из этой тезисов цієї тези.

не подтверждает - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила формы аргументации / критики. Разновидности:"от сказанного условно к сказанному безусловно" - когда аргументами, приемлемыми или при определенных условиях, или в определенное время, или в определенном месте, обосновывают тезис безусловного характера;"после этого, следовательно, по этой причине" - когда последовательность во времени воспринимается как таковая, содержащий причинная связь,"ложная аналогия"- когда имеющиеся обстоятельства, делающие сравнения недействительным

. Подмена тезиса - это ошибка, возникающая вследствие нарушения правила неизменности тезиса течение аргументации / критики, когда оратор намеренно заменяет, которое обосновывается в речи

. ТЕСТ

1. Диспозиция - это раздел риторики, изучающий:

A) средства выразительности ораторской речи;

Б) способы запоминания ораторской речи;

B) структуру ораторской речи

2. Ораторское речь состоит из:

A) вступления, аргументации, заключения. Б) вступления, аргументации, критики;

B) вступления, основной части, завершения

3. Целью вступления является установление контакта с аудиторией:

А) да;

Б) нет

4"Начало издалека"как прием вступления рекомендуется применять в конфликтной аудитории:

А) да;

Б) нет

5. Целью главной части являются:

А) обоснования тезисов оратора. Б) раскрытия темы речи

6 путем изложения материала являются:

А) дедуктивный, индуктивный. Б) природный, искусственный

7 природных путь изложения материала может реализоваться дедуктивным, индуктивным или компаративистских способами:

А) да. Б) нет

8. Искусственный путь характеризуется наименьшим вмешательством оратора в изложение материала:

А) да;

Б) нет

9. Дедуктивный способ изложения материала - это движение:

А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса. Б) от формулировка тезиса к формулированию аргументов

10. Индуктивный способ изложения материала - это движение:

А) от формулировки аргументов к формулировке тезиса. Б) от формулировка тезиса к формулированию аргументов

11. Оптимальным считается такой порядок расположения аргументов в речи:

A) сильные, слабые аргументы. Б) слабые, сильные аргументы;

B) сильные, слабые, сильный аргумент

12. Выделяют такое количество групп правил аргументации / критики:

A) три;

Б) четыре;

B) пять

13. Нарушение правила неизменности тезиса приводит к ошибкам:

А) изменение положения, потеря тезиса. Б) подмена тезиса, потеря тезиса

14 разновидностей ошибки"необоснованный аргумент"являются:

A) безосновательный аргумент, опережение основы, круг в обосновании;

Б) круг в обосновании, не подтверждает, ложный аргумент

B) опережение основы, круг в обосновании, ложный аргумент

15. Нарушение правила достаточности аргументов приводит к ошибке:

A) безосновательный аргумент. Б) чрезмерное обоснование;

B) необоснованный аргумент

16. Нарушение правила соответствия аргументов тезисе приводит к ошибке:

A) безосновательный аргумент. Б) чрезмерное обоснование;

B) необоснованный аргумент

17. Нарушение правила формы аргументации вызывает ошибку, имеющая общее название:

A)"от сказанного условно к сказанному безусловно"Б)"ложная аналогия";

B)"не подтверждает"

18. Целью завершения являются:

А) закрепление оратором своих положений в сознании аудитории. Б) напоминание аудитории об основном содержании речи

19. Суть приема завершения"формулирование выводов"заключается во временной или пространственной экстраполяции:

А) да;

Б) нет

20. Суть приема завершения"призывов"заключается в

A) воздействии на чувства аудитории;

Б) развертывании завершения на предмет сообщения;

B) развертывании завершения на структуру сообщения

задания для самостоятельной работы

1. Установите риторические приемы вступления в приведенных текстах:

o"Я буду говорить только о самом главном и существенное в деятельности. Достоевского. При такой богатой и сложной натуры, которая была у. Достоевского, необычной его чуткости и уязвимости на все явления жи иття его духовный мир представлял собой слишком большое разнообразие чувств, мыслей и влечений, чтобы можно было воспроизвести в небольшом речи. Но, откликаясь на все с таким душевным жаром, он всегда в изнавав только одно, как главное и безусловно необходимо, к чему все остальное должно приложить усилия. Эта центральная идея, которой служил. Достоевский всей своей деятельностью, была христианская идея свободного вселюдсь кого объединения, всемирного братства во имя. Христово "(Соловьев. В. С. Вторая речь в память. Ф. М. Достоевскогоам'ять. Ф.. М.. Достоєвського).

o"Господа члены. Государственной думы!

Для успеха совместной работы вашей с правительством вам следует быть осведомленными о целях, которые ставит правительство, и о способах, которые намечены для их достижения, и о сущности законодательных предложений. Понятное и опреде ачена правительственная программа есть в этих видах вполне необходимым "(Столыпин. П. А. Первая речь в. Третьей. Государственной. Думеій. Державній. Думі).

o"Есть разные мнения о том, кто творит историю. По мнению одних, историю творят народные массы; по мнению других - общественные слои, наконец, по мнению третьих - целая мировая история, это лишь история великих единиц. Ибо чем был бы, например, арабский народ, долгие века бродил песками своей родины, занимался мелкими гешефтами и мелкими грабежами, если бы не появился среди него большой. Магомет, я кого дух достал такую ??энергию из этого народа, что знак полумесяца возобладал над половиной мирю світу.

Чем была масса украинских племен, пока во главе ее стал великий муж. Святослав. Завоеватель, что славу украинского оружия понес силой своей воли аж под стены. Константинополя, на берега. Дуная и. Каспия, создавая и большую, мощную империю и что создала отважная, бурная казацкая масса, пока не оформил ее порывов большой политик и отважный полководец. Богдан. Хмельницкий. Это он вместо ряда не определенных бун тов против. Польши создал один большой срыв, вместо повстанческой старший - мощную армию, и на место мелких притязаний поставил великую идею независимости украинского государства и это государство он построил, укреплению полей и - умирая - оставил ее оснащенной устойчивыми политическими союзами, что уверяли ее развитие и рост. Но преемники, не равнялись величия своего предшественника, привели к освобождению от осередков их сил, что привело к упадку государства и дало тот период нашей истории, который называем. Великой. Руиныїною.

Сила нации измельчали, казацкая империя начала катиться выделит. Что же произошло? и во главе государства так же стояли проводники - гетманы. Только они, эти новые проводники, не попали овладеть массы и направить ее к одной цели. Потому народная масса всегда готова к чину, только надо вм идти ее препроводить, потому народная масса всегда как волшебный музыкальный инструмент, на котором великий художник даст прекрасный, величественный концерт, а в руках другого этот инструмент будет или молчать, или фальшува ты безжалостноесно.

Большая. Руина все углублялся и углублялся. И даже последний казак, славный. Петр. Дорошенко, не мог воскресить древней мощи украинского государства

Ситуация казалась безнадежной. Государство в упадке, народ разбит враждебными влияниями. Залоги врагов в наших городах, селах, хуторах. И вот в такое время гетманскую булаву было отдано в руки. Ивана. Мазепы

Этим фактом в нашу историю вошел настоящий герой и начал новую эпоху "(Телига. О. Вступительное слово на. Академию в честь. Ивана. Мазепы)

2. Проанализируйте приведенные диалоги ли соблюдены в них правила аргументации / критики?

o. Мэри:"Джон, ты опять начал курить, ты же знаешь, что перед операцией врач сказал, что твой организм больше не может выносить никотина"

. Джон:"Тебе легко говорить, а я готов спорить, что у тебя не меньше сорока фунтов лишнего веса и что врач думает по этому поводу?"

o. Первый политик:"Неприкосновенность жизни любого человека всегда была главным принципом нашей партии. Поэтому члены моей партии, присутствующие на этом собрании, будут голосовать против предложения легализовать аборты"

. Второй политик:"Вы абсолютно правы, подчеркивая неприкосновенность человеческой жизни, но это не может касаться шестинедельного плода. Кроме того, как быть с неприкосновенностью жизни матери, забеременела против своей воли?"

o"Херефонт. Поэтому на любом искусстве понимается. Георгий и как нам лучше его назвать?

Пол. Любой. Херефонте, люди обладают не одним искусством, удачно изобретенным благодаря опыту, ибо только знание делает так, что жизнь наша идет вслед за искусством, а незнание направляет его за случаем. И с все их этих искусств разные люди выбирают для себя разные, но лучшие предпочитают лучшем. К ним относится и наш. Георгий, который причастен к прекрасному с мистецтцтв.

. Сократ. Как видно,. Георгий,. Пол действительно хорошо подготовлен к разговору, но он не делает того, что обещал. Херефонтови

. Георгий. Что ты имеешь в виду,. Сократ?

. Сократ. Мне кажется, что он так и не ответил на вопрос. Георгий. Тогда, если хочешь, спроси его ты

. Сократ. Не хочу, но если бы ты захотел ответить, то было бы намного приятнее спрашивать тебя. Потому что из того, что. Пол сказал, мне уже понятно, что он больше упражняется в так называемой риторике, н чем в умении вести разговорову.

. Пол. А это почему,. Сократ?

. Сократ. А потому,. Поле, когда. Херефонт спросил, с каким искусством знаком. Георгий, ты стал восхвалять его искусство так, будто его кто-то ругал, но что это за искусство, ты так и не ответил

. Пол ли я сказал, что оно лучше?

. Сократ. Так, сказал. Но никто и не спрашивал, каким является искусство. Георгия, только спросили, что за искусство и как нужно. Георгия называть"(Платон"Георгий")

3. Установите риторические приемы завершения речей приведенных текстах:

o". Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого. России, освобождения от культурных традиций им нужны великие потрясения, нам нужна великая. Россия"(Столыпин. П. А. Речь в. Государственной. Думева в. Державній. Думі).

o". Не в нашей власти решать, когда и как осуществится великое дело всечеловеческого единения. Но поставить его себе как выше задачи и служить ему во всех делах своих - это в нашей власти. В нашей властей ди сказать: вот чего мы хотим, вот наша высшая цель и наше знамя - и на другое мы не согласны"(Соловьев. В. С. Вторая речь в память. Ф. М. Достоевскоготь. Ф.. М.. Достоєвського).

o". Что это - призыв к войне?. Но разве кто-нибудь скажет, что готовиться к сопротивлению агрессии - значит разжигать войну?. Я заявляю, что именно в этом - единственная гарантия мира. Мы должны быстро собрать силы дл ля того, чтобы встретить агрессию не только военную, но и моральную: надо, чтобы англоязычные народы, а также все - как крупные, так и малые нации хотят идти с нами вместе, - решительно и трезво осознали свой долг. Такое честное и искреннее общество сможет за одну ночь, от заката до рассвета, расчистить путь прогресса и изгнать из нашей жизни страх, для сотен миллионов людей уже заслоняет свет солнца" (В. Черчилль"Защита свободы и мира"ot;Захист свободи і миру").

o". Приходим к следующему выводу Украина - расположена между мирами греко-византийской и западной культур и законный член их обоих - пыталась на протяжении своей истории совместить две традиции й в живую синтеза. Это было большое задание и нельзя отрицать, что Украина не сумела его полнотой выполнить Украина приближалась к этому синтезы в великие эпохи истории, за. Киевской. Руси и за коз аччины 17 века. Однако, хотя эти эпохи были богаты потенциальные возможности и частичные достижения, в обоих случаях окончательная синтеза отмечала неудачи, и Украина упала под тяжестью чрезмерного внешнего него нажима, а также от разрывных внутренних сил. В этом смысле можно сказать, что большая задача, который творит историческое призвание украинского народа, остается до сих пор не выполненным и еще предстоит д в будущего"(Лысяк-Рудницкий и"Украина между. Востоком и. Западом"раїна між. Сходом і. Заходом").

4. Структурируйте материал и выберите риторические приемы для каждой из частей. Вашей ораторской речи