Учебники Онлайн


Коммуникативные признаки речи

Успешно пройдя все этапы изобретения и организации мысли, выступающий приближается к следующему этапу текстообразования, где полностью вступает в действие языковой (речевой) закон. В классической риторике этом этапа отведено третий раздел риторики - елокуция, в составе которого была элоквенция (учение о тропах и фигурах), непосредственно понималась как красноречие. Цицерон писал, что он учился правил украшу. Ання стиля, в которых сказано, что"высказываться мы должны, во-первых, чистой и правильной латыни, во-вторых, ясно и определенно, в-третьих, хорошо, в-четвертых, уместно, т.е. согласно достоинству содержания". Позже это получило условное название языкового законону.

Соблюдение языкового закона означает тщательную работу над созданием действенной словесной формы речи. Такой формы собственного вещания можно достичь, зная коммуникативные функции языка и работая над культурой ю речи. Культура речи возрастает по восходящей линии от орфографически-пунктуационной грамотности (правильности) к стилистической выразительности, стилевой целесообразности, далее к коммуникативной оптимальности и и художественного мастерства. Основными признаками коммуникативно качественного вещания является его правильность, логичность, целесообразность, точность, выразительность, ясность, этичность, эстетичностьсть.

Правильность речи в лингвистическом смысле означает хорошее владение орфоэпические, орфографические, грамматическими, стилистическими нормами современного литературного языка. Правильность в риторическом соображений. УНИ толкуется значительно шире. Кроме лингвистической правильности она содержит прежде правильное, не искаженное понимание понятий, терминов, которым передаются эти понятия, уместно употребление их связь ду мок и понятий в единую теорию, ясность изложения. Правильным является вопрос, побуждает к мысли и поиска. Правильна ответ, в основе которой истинные знания (научные, объективные, достоверныерні).

Правильность достигается основательным изучением языка в школе, выполнением упражнений и ежедневным упражнением (тренингом) в хорошем речи, произведенным чутьем языка (М. В. Гоголь называл его"языковым ухом"),. ВМИ инням и привычкой пользоваться грамматики, правописания, словарями и языковыми справочникамми.

Правильность всегда считалась обязательным условием и признаком риторики, а не каким-то ее особым достижением. Цицерон писал:"уметь правильно говорить еще не заслуга, а не уметь - уже позор, потому что пра авильне речи, по-моему, не столько достоинство искусного оратора, сколько свойство каждого гражданина"янина"1.

Первым условием логичности речи является логичность мышления, логичность рассуждений как этапов развертывания мысли. Умение дисциплинировать свое мышление, рассуждать последовательно, опираться на предыдущие этапы мышления ния, развивать следующие, искать истоки и причины явлений, выдвигать положения (тезисы), давать обоснования и объяснения фактам, вмотивовуваты выводы - все это необходимые условия логичности речи, о которых говорилось выше, а значит, и высокой его культуры, ведь без культуры мышления не может быть культуры речи. Выдающийся украинский писатель. Олесь. Гончар писал:"Скудная стилистика зачастую является порождением убьет огои мыслии".

Вторым условием логичности речи является знание вещателями языковых средств, с помощью которых можно точно передать предмет мышления и саму мысль о нем, которыми можно обеспечить смысловую связность речи избегая таким образом противоречивости в изложении материала, то есть каждый говорящий должен обладать не только логикой мышления, но и логикой изложения мысли и языковыми средствами, которыми этого можно достичь (слов а с семантикой причинно-следственных отношений, соответствующие грамматические формы, служебные части речи и синтаксические конструкции). Логика изложения мысли зависит не только от логики мышления (хотя в основн м от него), но и от ситуации общения, от ролевых характеристик собеседников, от назначения и цели общения. Она достигается с помощью внутреннего плана ответа: замысел - основная мнение - его членение - выводы. Затем необходимо сформулировать тезисы ответа, то есть основные положения, закономерности, правила, которые еще предстоит аргументировать, раскрыть или доказать,"одетыми"в е дповидну словесную форму: действие происходит, результат такой, где?,. При каком условии?,. Почему?,. Когда, как? тей.

Каждый тезис (если это не аксиома) требует доказательств, оснований, т.е. таких объяснений, которые подтверждают, доказывают истинность мысли. Каждое следующее положение должно органично вытекать из предыдущего и быть под дгрунтям для последующего. Однако помимо положений с последовательным связью возможны и положение с параллельными связями, которые оформляются структурами синтаксического параллелизма. Доказательства подтверждаются демонстрирует нием опытов (если это возможно), явлений, изложением фактов, количественных показателей, иллюстрированием схем, карт, примередів.

Логичность подчеркивается логическим ударением основных (ключевых или доминантных) слов, информативных по данной теме. Логическое ударение - это выделение по смысловому значению какого-то слова или словосп полученных. Логично акцент слово можно высоким или низким тоном, медленным или ускоренным темпом, большей силой голоса, длительной паузой перед важным словоом.

Точность речи достигается умением согласовать знание материала со знанием языка, т.е. выбрать точную для определенной ситуации форму ответа или рассказы

Точность - один из важнейших признаков культуры речи. Она удерживает нас от лишнего говорения. Этот признак состоит из двух компонентов: адекватное языковое выражение действительности, т.е. непротиворечивое жизни, и в употребление слов и выражений, принятых для говорящих, которые владеют нормами этой литературной языковви.

Точности можно достичь, выполняя два требования: 1. Оформлять и выражать мнение надо согласно предметов и явлений действительности, согласно понятий о них. Следует помнить, что в народе издавна точность эт '"связывалась с умением четко мыслить, со знанием предмета речи, умением сопоставить слово с лицом, предметом, действием, явлением. Слово должно выражать самое существенное в них и этим самым существенным оно представлено в сознании говорящих. Поэтому точность речи - это прежде всего точность слов, точность отбора йу їх.

2 обязательных условием достижения точности речи является внимание к стилю и жанру текстов, условий, среды и колорита общения, культурно-образовательного уровня говорящих, потому что в каждом типе речевого общения ров вень точности"свой", своя мера языковой правды и неправды, и говорящий должен чувствовать этот уровеньь.

Точность речи - это соответствие языкового содержания предметно-вещественной действительности, реальным лицам, системе понятий. Точность зависит от выбора слова или выражения, а также от умения говорящего сопоставлять слово и п предмет, вещь, признак, явление, слово и понятие о них.

При этом надо учитывать, с каким значением ныне употребляется это слово, а не принимать его с любым из других значений, также ему были свойственны ли сейчас редко употребляются

Понятие"точность"практической (ежедневной) языка не совпадает с понятием точности в научной, официально-деловой и художественной языках

В научном и официально-деловом стилях точность достигается через систему терминов, а в художественном - через систему образных средств языка

Точность предусматривает грамматическую правильность. Без грамматической правильности трудно достичь точности, но грамматическая правильность не является гарантией точности

Ясность языка определяется как ее понятность и обеспечивается точностью и логичностью. Ясным уявлятиметься устная речь адресату, если его мышление успевать за мышлением говорящего, а еще лучше, если май рохы опережать, т.е. будет эффект ожидания ожидаемого открытия. Слушатель в такой ситуации адекватно"считывает"то, что слышит, догадывается, последовательно идти дальше, и часто говорит или думает:"Ясно, я все понял"Ясности устной речи способствуют четкая дикция, логическое и фонетическое ударение, правильное интонирование, чередование размеренного и замедленного ритма, спокойный и вежливый тотон.

На письме ясность достигается последовательностью линейного изложения материала, отражающий логическое развертывание мысли, точным называнием, членением текста на абзацы в соответствии с тем, подтем и сегментов мысли, повтором основных, ключевых сли.

Ясность должна быть обязательным признаком хорошего языка во всех вещателей и во всех типах общения. Аристотель писал, что достоинство стиля заключается в ясности,"когда речь не является ясной, она не достигает своей й цели"ти"1.

Чистота речи представляется прежде всего как отсутствие в речи чуждых ей элементов. К чуждых литературному языку элементов относим неосвоенные заимствования из других языков, несвойственные украинском языке формы, появление вляються под влиянием других языков. Засоряют литературный язык не только чужие слова, но и свои вульгаризмы, ругательства, все то, что оскорбляет воспитанный языковой вкус, достоинство человека и не соответствует моральным критер иям украинский менталитетту.

Чистота языка имеет прослеживаться на всех уровнях ее структуры и использования: на уровне орфоэпии - литературно-нормативная произношение, на уровне орфографии - грамотное письмо, на уровне лексики - отсутствие чуж. Жих слов, вульгаризмов, суржика, немотивированных повторов, на уровне грамматики - правильная, завершена строение предложений, нормативные словоформ.

Чистота речи является залогом ее выразительности и эстетичности

Выраженность является признаком культуры речи всех говорящих и проявляется через их умение пользоваться всеми стилями речи. В научных текстах она достигается точностью слов и логичностью изложения, профессиональная лексика кой и фразеологией. В официально-деловом стиле для этого используют административно-управленческую терминологию, сегментирования текста, разные уровни стандартизации, клише. Публицистический стиль увиразнюет ься общественно-политической лексикой, идеологемами, информационными штампами и экспрессивными художественными средствамами.

В художественной литературе выразительность формируется искусными художественными средствами: тропами и стилистическими фигурами, комбинированием слов, имеющих переносные значения, кстати использованием разнообразных синт таксичних конструкций. Приятное впечатление производит говорящий, умело пользуется многозначностью слов, синонимами, фразеологизмами, прилагательных, деепричастными и деепричастными оборотами, м ова которого образной. Когда основную мысль или информацию к ней в предложении уже сформулировано, есть смысл вернуться к нему еще раз и подумать, что можно уточнить, добавить, что конкретизировать и с помощью как их языковых средств (синонимов, антонимов, сроков, прикладок, эпитетов, сравнений, метафор, обособленных членов предложения, вводных слов и словосочетаний т.д.о).

Разнообразие и богатство языка можно считать одним признаком, потому разнообразие - это наличие неоднородных по содержанию, значению, форме, окраске единиц, а богатство языка - это наличие в ней и ряда разнообразия. Под этими понятиями понимают различные тематические группы лексики, богатую синонимия (лексических и грамматических), тропика (метафоры, эпитеты, сравнения, метонимии, синекдохи т.д.), стили соприкасающихся фигуры (повторы, параллелизм, периоды, градации и т др.н.).

Однообразное речи утомляет слушателей, разнообразно - активизирует внимание. Однако следует помнить, что слишком красочное речи отвлекает слушателей от содержания, заставляет восхищаться не им, а только формо вю.

Одним из показателей культуры речи является эстетичность. Она опирается на все предыдущие признаки: точность, логичность, чистоту, уместность, лаконичность, выразительность, разнообразие, образность, которые в взаимно. Одии и пропорциональности создают гармонию устного или письменного текста, который способен вызвать у слушателей (читателей) эстетическое удовольствие. Однообразный, нечеткий, неясный, засорен суржике, случайным и словами текст никогда не впечатлит хорошей, изысканной речи и не вызовет чувство эстетического удовольствияня.

Эстетика ежедневной практической речи достигается оптимальным подбором языковых средств, необходимых для определенной коммуникативной установки, гармоничной (содержания и формы) целостностью текста. Чувство эстетического зак оволення вызывается вежливым, остроумным разговорным речим.

Однако эстетичность языка наиболее полно проявляется в художественной литературе, основной функцией которой является эстетическое воздействие на читателя. Здесь она достигается зрительной и слуховой образностью, эмотивность, эмоционально-воль ьовою экспрессивностью лексики, красивостью языковых средствев.

Вещание должно соответствовать не только теме, содержания информации, но и идеи, замысла говорящего, ситуации и условиям общения. Устное и письменная речь, есть живая речь и текст, всегда должны нести в себе признаки пе евного стиля, подстиля, жанра, типа речи. Это способствует эффективности речевого общения, восприятия и пониманияня.

Для достижения выразительности и богатства индивидуальной речи, надо об этом заботиться, а именно:

- разработать программу развития своей языковой личности (языковое обучение и общение, речевое воспитание и речевое поведение);

- постоянно обогащать свой интеллект, совершенствовать мышления, не лениться думать; нет мысли - нет речи;

- считать однообразие речи неэстетично чертой, а бедность словаря-признаком дурного тона, то есть неэтичным отношением к собеседникам, равнодушием;

- постоянно обогащаться новыми языковыми средствами из сферы своего профессионального вещания и близких специальностей, язык - это средство достижения профессионального совершенства и мастерства;

- выработать внимание к чужому хорошего речи, пытаться анализировать, чем он хорош, богатством словаря, интонаций, особенностями тембра, разнообразием синтаксических структур, умением строить фразы и и текст, индивидуальной образностью, сравнениями, эпитетами, метафорами и т.д.

- читать украинскую классическую и современную литературу и публицистику, прессу, чтобы"на слуху"уровень развития современного украинского литературного языка, понимать динамику лексических норм, чувствовать языковой и вкус эпохи

- постоянно быть внимательным к своему языку и речи ближайших лиц, коллег, не расслабляться, заботиться о автоматизм хорошего речи;

- расширять сферу общения, но избегать бездумной болтливости;

- быть внимательным к жизни, к многообразию его форм, красок, явлений, процессов как в природе, так и в обществе, потому что все это побуждает человека к мовотворчости;

- воспринимать язык как свою человеческую сущность, как картину собственного мира, как советчика и помощника в общественной жизни;

- свою языковую совершенствования понимать как благородный языковой поступок и распространять это понимание среди коллег, близких людей, особенно среди молодежи

Соблюдение речевого закона требует хорошего знания лингвистической стилистики, лингвопрагматикы, лингвистики текста и владение лингвистическим анализом

Закон эффективной коммуникации действует на этапе реализации предварительно подготовленного и лингвистически оформленного материала. Он предусматривает несколько обязательных действий на передкомуникативному и коммуникативном ета апе, которые должны обеспечить эффективную реализацию речевых коммуникацийї.

Условием эффективной реализации языковой коммуникации является установление контакта, т.е. интеллектуального и эмоционально-волевого взаимопонимания и взаимодействия оратора и аудитории. Контакт может наладиться сам соб боя, без особых усилий оратора, если интересы его и аудитории совпадают. В других случаях возможна какая-то из названных действий или и все вместем:

- руководство собственным поведением;

- коррекция подготовленного для выступления материала;

- руководство поведением аудитории

Руководство своим поведением не ограничивается только умением себя держать соответствии с надлежащей ситуации (контролировать движения, жесты, мимику, голос и т.д.). Главное тут владеть своим психическим состоянием: га. АСИТ негативные эмоции в себе и вызывать положительные - доброжелательность, корректность, легкий резинор.

Руководство поведением аудитории возможно, если оратор сможет поддерживать и"считывать"обратная связь с аудиторией и вовремя на него реагировать репликами, вопросами, замечаниями, предложениям мы, побуждением или, возможно, и шуткам.

Коррекция подготовленного материала - это вынужденное действие. Хороший оратор должен так все предусмотреть еще на подготовительном этапе (доступность содержания, время, реакцию аудитории), чтобы не было необходимости корректировать пр роцеси общениия.

Коррекцией приходится заниматься тогда, когда возникают препятствия, которые заблаговременно не прогнозируются (в последний момент меняется состав слушателей, ставится иная задача т.д.). Очень важно вовремя сориентироваться я, что надо корректировать: стратегию, тактику, языковую форму или методику.

Риторика предлагает целую систему средств для установления контакта: обращения и вокативы, оперативная ориентация по визуальным (зрительным) и акустическим (слуховым) восприятием, разведывательные вопросы, языковые ный этикет, улыбка и реакция на нее, интересные примеры и уместные цитаты, спланированы отклонения (внимание к кому-то из слушателей), активные формы общения (тренинг, деловые игры), коллективный анализ и выс новки, благодарность аудитории, пожелания и прощания (этикетные речевые формулы.

Отсутствие контакта между оратором и аудиторией уменьшает успех общения, а конфликтность между ними может свести его на нет

Причины конфликтности могут крыться в заранее провокационном настроения и бестактном поведении слушателей. Однако чаще они содержатся в самом оратору: плохо подготовился, не владеет методикой же живого общения, не смог кое-чего предусмотреть, заторможен тощо.

Предотвратить это на будущее может только самоанализ. Этот процесс освобождает оратора от иллюзий и самообмана, он должен начинаться со слушания самого себя и выражения своих чувств, умение их прочитать. Как сли после выступления оратор испытывает легкую удовольствие, это означает, что все произошло так, как планировалосься.

Если после речи в душе автора - большое увлечение, можно надеяться, что удалось сделать больше, чем планировалось. Когда же"что-то жмет"или охватывает смутная тревога, надо немедленно искать ошибки. Как к правило, эти изначально бессознательные ощущения при осознанном анализе подсказывают, в чем причина. Этот процесс называется рефлексией (от лат reflexio - отражение), то есть исследованием своих от чувств, осмыслением собственных действий, самопознанием. После него редко наступает успокоение. Чаще возникает потребность корректировать свои мысленно-речевую деятельность и поведение. Начинается поиск координат: что надо было сделать?,. Что сделано?,. Каков результат?,. На каком этапе имеются упущения, ошибкиомилки?

Рефлексия и корректировки будут продуктивными, когда оратор воспринимать их как источник развития собственной личности. Для этого надо избавиться самовлюбленности, чрезмерных амбиций, уметь видеть это. Эбе со стороны, трезво оценивать свои достижения, вовремя избавляться односторонних. Оценитек.

Закон эффективной коммуникации является основным стержнем самого процесса произнесения речи и соответственно разделу риторики"Акция"

Следующий этап деятельности оратора основывается на сопоставительно-аналитическом, или системно-аналитическом (по. Г. М. Сагач), законе. Хотя весь период подготовки и произнесения речи также содержит анализ как осно. Овну мыслительную операцию, после акции вынесения наступает для оратора при сопоставлении и глубокого анализа своих действий и поведения и восприятия и реакции слушателей, ориентированных на конечный результат. Это время должно быть тем больше, а анализ - основательнее, чем хуже результат. Среди причин неудачи могут быть: неподготовленность слушателей к восприятию, другие стереотипы и взгляды в аудитории, очень короткое время для того, чтобы изменить направление мышления слушателей, неумение преодолеть языковую инерцию слушателей или неуверенность оратора, невидчування аудитории, наличие в аудитории провокационных мыслей и и н. Какой бы ни была причина со стороны слушателей, вина всегда"падает"на оратора, так как он не смог эту причину предусмотреть и вовремя нейтрализовать, скорректировать свою мысленно-речевая деятельностььність.