Учебники Онлайн


64 Техника речи Компоненты техники речи

Для оратора большое значение имеет техника речи, составляющими которой?

Суть техники речи - в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Это обеспечивает такие такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высоту, четкость дикции

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко, к тому же имея шумный голос, это вызывает раздражение у людей, которые его слушают, и эффект выступления с существенно снижаетсяя.

При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами

1). Жесты должны быть непроизвольны прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то по одибне к жесту, которым распугивают куры: киш - киш. Такая жестикуляция довольно привычная для новичковчків.

2). Жестикуляция не должна быть непрерывной не жестикулирует руками протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается подчеркивание жестом

3). Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, приберегите силы; помните, что жестикуляция-элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им сл ловва.

4). Вносите разнообразие в жестикуляции. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность

5). Жесты должны соответствовать своему назначению, их количество и интенсивность должны соответствовать характеру говорящего

65 Стиль произношения и язык движения тела

Стиль произношения. Человека легко узнать по особенностям ее произношения. При этом очевидна эстетическая и вкусовая оценки качества произношения человека и соответствующая реакция на это. Известно, что отношение к человеку на етологич ночном уровне формируется на основе обаяния ее тембра, богатства и разнообразия интонации, энергетики произношения. Это привлекает и завораживает слушателей. Если не все перечисленные качества произношения оказывают негативного и оттенок, она негативно повлияет на слушателей. Очевидно, что с точки зрения восприятия речи существуют благозвучное, такова, что"ласкает"слух, и какофонична, что"обижает"слух, произноситображає" слух, вимова.

В интонационно-тембральных звучании - духовное богатство личности человека ли объяснить некоторые правила и законы речи и риторического воздействия на слушателей? мастерства ее восприятия:

1. Постановка дыхания

2 деления языка на такты

3 паузация

4 темпоритм

5 интонация

6 логический и психологический ударения

7 тембр голоса

8 дикция и артикуляция

9 громкость, звучность

1. Постановка дыхания лежит в основе работы над голосом. Если дыхание - основа жизни, то для ритора владения дыханием одновременно означает как подчинение риторическом задаче всего. Психофизиологичног го аппарата, так и возможность руководства эмоцией и мнением. Если дыхание сбилось, то собьется и мысль, и слово, и овладение эмоциями аудитории. Волнение перед выступлением уместно только тогда, когда оратор в состоянии овладеть своим настроением. Поиск такой гармоничной меры творческого волнения длится в течение всего творческого жизни риторитора.

Задать правильное дыхание можно с помощью дыхательных упражнений, но, по сути, это технический вопрос должен решаться на основе практического опыта. Однако техника дыхания производится как на практике, и ак и с помощью упражненияв.

Правильное дыхание начинается с правильной позы тела (напряженные ноги, работа диафрагмы, расправленные плечи, расслабленная шея, голова, прямо смотрит)

2. В ритора должно быть ощущение ясного композиционного дробления текста: как только началась излишняя торопливость, донесения мысли оказывается"смазанным"Осмысленное вложено идей и слов в разум слушателей ро озпочинаеться по разделу языка на такты стихийно, неурегулированной, такой, что подчиняется каким-то законам современной энергетики, рожденным современным состоянием общественного духа и настроения, является тем речь дик торов современных молодежных радиокомпаний, где законы разделения речи на такты не соблюдены, существует только желание нагнетать эмоции и энергетику в максимальном объеме фразы, где урегулирован дыхания и возможным и то максимально длинные по объему фразы, то вдруг короткие реплики, с остановками, затрудненными заиканием и блеяниеям і меканням...

случайно именно с этого предлагал начинать работу над текстом. Станиславский:"Берите почаще книгу, карандаш и размечают прочитанное по языковым тактах набейте себе на этом ухо, глаз и руку разметки ка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их суть не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактах сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной за передачей, но и глубокой по содержанию, поскольку заставит вас постоянно думать о том, что вы говорите. Работа над языком и словом надо начинать с разделения на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки паузстановки пауз".

3. Поэтому приходится рекомендовать всяком ритора помнить о значении паузы в его речи. Пауза - большое проявление мастерства. Вне паузой не может быть осмысленное восприятие языка. Язык вообще - чередование ния звучания и молчание не целесообразно как отсутствие пауз, так и их затягивания"Пулеметный"стиль языка предлагается в современных утренних новостях, чтобы показать напряженность наших новодемократической будней, натренированный диктор с красивым низким баритоном"шпарить"без остановки все блоки. У слушателя, который еще не проснулся, по мнению авторов текста, появится ощущение энергичного жизненного ритма - жаль, что в результате мнение говорящего, не доносится, потому что восприятие мысли происходит во время пауз відбувається під час паузи.

4. Темп, иначе скорость речи, также необходимая часть восприятия речи. Ошибка современных молодых риторов в. СМИ заключается, что, владея основами речевых наук и отрицая прежнюю культуру языка, пытается аючись сформировать новый стиль, они непрерывно и много говорят, темп их языка свидетельствует будто они хотят показать"искусство"болтать на разные темы, умение говорить"раскованной"языком. К чему приведет т ака"кулеметность"языка? ливості говорити на серйозні теми.

Однако оратор передает значимое содержание, он не высказываться в форсированном темпе. Современному человеку, погруженной в очень быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, п плохой и очень медленный темп, что вызывает желание слушателей подтолкнуть оратора к движению (время дорого!). Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины. Во время учебы темп речи встановлюеть ся через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов, что"бросаются на ветерна вітер".

Язык имеет ритм как гармоничное чередование определенных частей - в произношении они произносятся плавно, благозвучно в сочетании с отдельными сегментами языка. Нарушения ритма гармонического языка может проявляться в затягува аних, паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелкиех.

5 основных качеством произношения, может сделать ее привлекательной или, наоборот, непривлекательной является интонация говорящего. Интонация, или мелодика языка, заключается в особой выразительности звучащего слова интонаций ийна выразительность вместе с фиксацией логичности и содержании важных отрезков текста свидетельствует о богатстве личности, ее интеллектуальную подготовку, способность соотноситься в звучащем слове по аудиторе семьей, для которой речь оратора становится не мукой, а наслаждениедою.

Однако возможны проявления, как недостаточности, так и избыточности: недостаточность заключается в интонационном однообразные (как правило, оно возникает в результате семейно-школьной недовчености и риторической невоспитанности те) избыточность же заключается в том, что мелодичные ходы бывают преувеличенными. Как правило, эти недостатки устраняются в работе риторического обучения, но если недовченисть побеждается обучением, то чрезмерно сти почти непобедимы, потому что является следствием сложившихся или испорченности вкуса, которые являются убеждением данной человеки.

6. Логическое ударение - это следствие правильного смыслового акцентирования, которое в спонтанном потоке речи происходит почти автоматически. Однако именно риторическая обучаемость сознательно соотносится с правилами и и возможностями логической акцентуации, что расширяет интеллектуальные возможности личности ритора. Логическое ударение как центр акцентуации, силового ударения в синтагме показывает, насколько ритор грамотно доносит до слушателя содержание своей речейови.

7. Тембром называется особое голосовое окраски, имеющееся в каждом достаточно развитом голосе. Обратим внимание на то, что детские голоса не обладают тембральной своеобразием (их и можно характеризув ваты как детские тембры), но с возрастом происходит формирование индивидуальных тембральных характеристик голоса. Определить тембральные характеристики каждого своеобразного голоса, просто. Свидетельством этому является эпитеты и метафоры, которыми описывается тембральную звучание. Так, говорят о голос бархатный, звонкий, мягкий, твердый, журчащий, нежный - характеристики голосов, которые приводит. Т. В. Матвеева, зазд алегидь отбросив клевету, тембр"с трудом поддается классификациям: бархатный, грустный, детский, жесткий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, важный холодный, шуточный, ясный и др."Многие из характеристик, которые даются в художественной литературе и в одну из которых ссылается. Т. В. Матвеева, относятся к общей характеристике голоса ли осанки ты и развивать тембр голоса? накопление жизненного опыта, переживаний, внутренней активной работы (внутренних диалогов, внутренней речи), которая отображается на лице ритора и соответственно, в его голосдповідно, в його голосі.

8 дикция называют ясную четкую произношение, что позволяет обеспечить доведение содержания речи до слушателя. Дикция также подлежит риторической оценке. Например, говорят: хорошая / плохая, поставлена ??/ незаданный мо ова (дикция). Дикция, как справедливо пишет. ТВМатвеева,"обеспечивается правильной и активной артикуляцией и зависит от темпа речи"Без сомнения, требования касающиеся четкой дикции относятся прежде всего к проф сей, связанных с устной публичной языке: актера, диктора, радио журналистов, тележурналиста. Сегодня мы являемся свидетелями"снисходительных"требований к дикции. Существует требование естественного звучания (что называется,"ближе е к народу") - требование, возникшая в эпоху демократической перестройки как реакция на бывшую"застойную"правильностькція на колишню "застійну" правильність.

время такое ослабление аристократизма языка подобное, конечно, бывший большевистской революции (новые демократические веяния традиционные) - создание нового стиля всегда тяготеет к снижению ее качества. К пе. Евно степени современная радио - и телемова не выработали новых идеалов, поскольку всякое создание нового стиля возможно на основе культурных традиций, а всякое забвение традиций приводит к возникновению стилей - однодневок, и характерно для языка нынешних. СМИ. О дикции следует отметить и такое: чрезмерно правильная артикуляция время не симпатизирует слушателям. Напротив множество влиятельных ритора в с тем или иным дефектом речи. Иначе говоря, дефекты произношения будто побуждают других ораторов внутренне мобилизоваться и взять реванш во втором, важном: реальном столкновении идей, аргументации, словесной оригинальности (к дефектам, мол, можно и привыкнуть) - более того, данный дефект становится отметкой, индивидуальной характеристикой данной человекдини.

С точки зрения обучения следует сказать о необходимости занятий дикцией (отработка звуков, скороговорок, одновременно работая вдохновения, интонацией и т.д.). Только в такой работе превыше всего следует заботиться не о элегантность и утонченность, а о том, чтобы понять, что же требуется от ритора - ученика, как ему откорректировать свой образ языка и, в частности, стиль произношения. Всякое актерство в занятиях с людьми серйо них профессий (политиками, юристами, предпринимателями, педагогами) может устранить человека от риторики, поэтому тренировки дикции должно происходить как психофизический тренинг лица, близкий частично в спортивных занятий, тренировки речевого аппарата, что позволяет достичь успехов не сразу, а постепенной трудом и долговременными усилиямми.

9. Кажется, что громкость уже сама по себе является характеристикой деятельности ритора. Действительно, речь на площади или в суке в присутствии многих людей непременно требует яркого, звучного, полетного голоса. Однако современная картина видов словесности и развитие техники значительно корректируют требования к громкости речи. Конечно, ритора должно быть слышноутно.

Слишком громкая речь не только обременительна для восприятия, ее не воспринимают слушатели (хочется сказать:"не громко, не так навязчиво **). Поскольку любой язык является своего рода насилием над аудиторией, нео димо обеспечить избежание. ЕЕ неприятных моментов. Поэтому умелый ритор не форсирует голос, а скорее заманивает к слушанию языка, аудитория же напрягает слух - и тогда устанавливается и благодатная тишина, которая является с овне"шумовой"целью говорящего. Такое слушание в постоянной аудиторной тишине знакомо каждому профессиональному оратору: его или-"слушают"- и тогда чутко, как"муха пролетит", или в аудитории устанавливается ется перманентный шум, который, кстати, часто является следствием форсирования голосовых связок оратором: аудитория считает возможным нашептывать во время речи, поскольку"и так слышно"Следовательно, и здесь оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой - не увеличивать громкость, чтобы не повредить вниманию слушателей неприятностью усиленной дишкодити увазі слухачів неприємністю посиленої дії.

Существуют также понятия польотности и звучности голоса полетность голоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого ритор будто направляет свой г голос над головами слушателей (не в подлого и не в потолокю).

Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями оратора - она ??также регулируется особым чувством меры, что практически призван вырабатывать в себе оратор. Как пишет. П. Сопер:"Звучность ь голоса дает оратору возможность донести язык ко всей аудиториииторії".

Психологической основой полноты звучания является"уверенность в себе и подъем, которые являются неотъемлемым условием хорошего во всех отношениях языка. Голос - второстепенный механизм,. В нем не будет внятного тона, если вы не в уверены в себе, и стоите на ногах, ни жив, ни мертв. Если вам не приходилось взять слово, чувствовать избыток подъема и хорошо вооружившись интересными фатамы, - испытайте это! полное и послушное вам звучание голоса"Физической основой звучности. П. Сопер считает дыханиявважає дихання.

Таки образом, мы как бы образовали круг и вернулись к тому, с чего начали. После популярной цитаты из книги американского теоретика риторики хочется отметить, что риторы имеют множество подобных своеобразных недостатков, которых современная наука не замечает. В результате открываются зарубежные"велосипеды"- это можно отнести и к произношению, и к движению тела (так называемый bodi language, описан во многих книгах как"язык те ла"или"телесное витийства"о "тілесне вітійство").

Те несколько примеров, которые мы приведем, должны показать реальность традиции, основываясь на которой необходимо описать практическую риторическую фонетику. К сожалению, новая фонетика, хотя, несомненно, имела цель ки инцевого улучшения произношения в обществе, занимается более теоретическими исследованиями, чем прикладными разработками.

М. М. Сперанский писал о голосе:"Счастлив, кому природа подарила гибкий, чистый, такой льется и звонкий голос. Древние так уважали это дарование, что изобрели особую науку делать его приятным. Частые упражнения, напряжение в груди и вкус в музыке могут дополнить или скрыть недостатки природы"О дикцию сказано так:"Речь твердая, такая, источающий каждое слово, не стремительная и не медленная, такая, что дает каждому звуку надлежащий упор"Часто мы слушаем с удовольствием человека только потому, что речь ее ловкая и дикция твердая. Слушатель, кажется, разделяет все сложности оратора, когда он не в состоянии. Опан ваты язык и очень дорого платит за его"холодную"мораль. Тому, кто хочет иметь дело с людьми, необходимо мыслить хорошо, но говорить еще лучше мислити добре, але говорити ще краще".

Обратим внимание на то, что в украинской риторической классике по-другому будут расставлены акценты, но основы требований к современной речи будут принципиально те же:"напряжение в груди"влечет постановку дыхания я и произносимую энергетику ритора,"жесткость"языка"выливает"каждое слово, - выразительная метафора, вполне ясна для каждого оратора, занимается сегодня тренингами по дикции. Темп -"не стремительный и не сооб ный", наконец, трудно описать термин"ловкость языка", но ясно, что под ним понимается подвижность, живость, раскованность органов артикуляцийухливість, жвавість, розкутість органів артикуляції.

Возможность обратиться к украинской классике в анализе современных требований к поведению ритора покажем на одном из самых популярных и обсуждаемых сегодня предметов - мимике и жестикуляции, называемых движение те ил.

Язык движения тела. Интересно, как последователь. МВЛомоносова. Амвросий. Серебряников описывает человека, взгляд и движения рук (кстати, эта последовательность сохранилась во всех современных учебниках:"От лица должен быть пря ямий, не поникший, впрочем отвечать чувством душевным, как и голос. Так, например, наморщенный лоб и сведенные брови изображают гнев, брови, поднятые вверх - величавость и презрениерезирство.

Обращение глаз должно быть умеренное, так как скорость изображает иногда непостоянство, медлительность или строгость - грубую натуру; вообще-то глаза должны быть вестниками души

Движения рук должны быть осторожными: 1) не нужно чрезмерно протаскивать их преподносить, ударять (это выражать дерзость или страсть непристойное), ни, наоборот, прятать их таким образом, можно вызвать смех х или по крайней мере показать свою робость.

Наиболее яркое описание произношения (и чем ближе к нам по времени, тем понятнее и внятно) находим у автора «Правил высшего красноречия"ММ. Сперанского. К"искусства произношения", по-прежнему относятся н не только"правильная дикция предложений и периодов, и приличное расположение лица и приличные движения головы, рук и прочее"Подводя итоги описания изменений в лице и движениях головы, рук и др.,. ММ. Сперанский ука чает:"Искусный движение тела позволяет чувствовать всю красоту языка и скрывает многие ее недостатки"Жесты. Проксемика как наука изучаетедоліків.". Жести.. Проксеміка як наука вивчає:

1). Пространственное расположение собеседников, их размещения относительно друг друга

Обычно выделяются зоны общения, или"пространственные зоны'': интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникнуть только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 метра) - расстояние, разделяющее нас в дружеском общении, социальная зона (доз, 6 метра) - такого расстояния обычно придерживаются в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знают; общественная зона (более 3,6 метра) - адресация к большой группе людилюдей.

2). Положение рук, потому что руки, конечно, самая выразительная часть тела

3). Жесты рук и ладоней

4). Прикосновение рук к различным частям лица

5). Руки в качестве барьеров

6). Манеры (позы) сидеть, стоять, положение головы

7). Сигналы глаз (например, при общей рекомендации иметь"глазной контакт", различают деловой, социальный (линия глаз и области рта), интимный (ниже подбородка на другие части тела) взгляды

8). Поза, влияет на тех, кого окружающих посредством различных положений тела

9). Виды столов и способы размещения участников за ними. Наиболее выпукло недостатки или трудности усвоения новых движений тела оказываются в ораторском монологе. Поэтому дадим несколько практических советов по поло оження тела и практики движения тела в ораторском выступленииі:

1). Стойте на прямых, напряженных (но не"деревянных") ногах. Ноги - основа ораторского позы ("дрожи в коленках"как раз следствие отсутствия силы и упругости в ногах). Оратор занимает"ногами"нужную позицию, которую не изменяет на протяжении всей своей речи. При этом расположение ног не"военное"(пяти - вместе, носки - врозь) и не"борцовская"(ноги на ширине плеч), а классическое, известное еще с а нтичнои практики: одна нога - опорная, другая слегка вы-двинуть вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного содержания речи: вперед - при внутреннем движении к аудитор ее (например, приветствии), обратно - при обороне, защите, внутреннем отступление), назад - при обороні, захисті, внутрішньому відступі.

2). Плечи - расправлены, спина - прямая. Как говорил. К. С. Станиславский,"тело посажено на колышек"Розпрямленисть плеч и прямая спина создают психологический настрой оратору и дают возможность приобрести уверенности енишого вида. При этом, конечно, оратор не должен быть самонадеянным"Осанковатий", по мнению. МВЛомоносова, «вид» способствует тому, что у оратора появляется"длинный дух и крепкие груди", необходимые для того, чтобы владеть дыханием во время речи: известное"в зобу дыханье сперло"бывает не только"от радости", но прежде всего от волнения, которое известно каждому оратору - начинающие й передусім від хвилювання, яке відоме кожному оратору - початківцю.

3). Куда девать руки? е замечают их, поскольку движение рук естественно сопровождает речь. Жест действительно сопровождает речь - он"Паралингвистический"в том смысле, что существует наряду со словами. При этом одинаково негативные как размахивание руками, происходит либо от волнения (недостаток слов побуждает неопытного оратора не всегда уместно выражать мысли движениями ладоней), либо от излишней горячности и увлеченности (аудитория внутренне сми ется часто над такими"горячими"ораторами, оставаясь холодной к смыслу слов), так и скованность, недвижимость в движениях рук и ладоней (тело словно деревенеет в других ораторов, когда они делают инстинктив ни жесты в подтверждение своей интонации, хотя речь не требует обязательного сопровождения жестами руко супроводу жестами рук).

4). Оценив ходу, позу и телодвижения говорящего, слушатели обычно останавливают внимание на мимике оратора, а точнее, на его глазах и взгляде, обеспечивающих, в конце концов, контакт с аудиторией. Взгляд выдает настоящий эмоциональное состояние оратора и его отношение к аудитории. Вот почему в старинных риториках советовали принимать"смело лицо"и"глазами вращать повсюду"Для психологическому настрою оратору рекоменд уеться быть внимательным к аудитории, стремясь иметь"глазной контакт", что означает последовательно переводить глаза с одного слушателя на другого необходимым (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях,. С азвичай рекомендуется остановить взгляд на одну - две секунды на каждом слушатели. Однако взгляд при этом не"бегать"(перевод взгляда без остановки с одного слушателя на другого), и быть"упрямым"в одного из слушателей, пусть даже и симпатичного оратордного зі слухачів, нехай навіть і симпатичного оратору.

5). Глаза - зеркало души, поэтому вне глазным контактом невозможно достичь эмоционального восприятия речи аудиторией. Распространенной ошибкой будет также"отсутствует"взгляд (оратор уткнулся в свои бумаги и, читая то. ЭКСТ не пытается взглянуть на аудиторию - тыловой состояние оратора, который вышел на трибуну с готовой речью), в таком случае рекомендуется учиться"отрываться от текста и время от времени поглядывать на аудиторию, будто посылая ей сигналы о том, что вы внимательны к ней. Если есть тип ораторов, которые опускают глаза вниз, то должен быть тип ораторов, сознательно возводят очи горе. Такой взгляд вверх присущ ор авторами - философам, или лицам, которые говорят при сложные предметы и уверены в том, что аудитория их слушает. Таким образом, набравшись смелости, смотреть в глаза аудитории и настойчиво донося смысл с воеи речи, честно выявлять лиц заинтересованных и скучающих, положительно"или агрессивно настроенных. Старайтесь почувствовать настроение слушателей и изменить его в свою пользу. Последнее не всегда удается, но ора. Торская приверженность, выраженная во взгляде, обычно находит вознаграждение в одобрении аудиторией. Кроме того, сосредоточение на контакте с аудиторией дает заговор избежать излишнего психологического самоанализа и переживаний, сняв внимание с себя и переведя ее на слушателей. При этом ораторская скромность близка к смелости, когда одинаково побеждаются и лишний робость, и беззаботная дерзость, которая мгновенно в идчуваються и негативно оцениваются слушателямвно оцінюються слухачами.

Таким образом, речь возникает еще до собственно языка, в ощущениях оратором своего тела, в сознательном управлении своим телом с помощью умственно-психологических усилий во время речи. Язык тела или телесно-семиот тических"невербальные"знаки общения должны соответствовать некоторой общественно-эстетической норме (норматива) поведения и в то же время выражать личную (индивидуальную) своеобразие человека, зафиксированную в об случае ораторазі оратора.