Учебники Онлайн


§ 4 Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гоффмана

Общая характеристика творчества

Эрвина. Гоффмана (1922-1982), канадский-американского социолога, чаще всего. Считают представителем символического интеракционизма"Пройдя"социологическую школу. Чикагского университета (уже в период пад дения ее величия и значения), формируясь и. Развиваясь под влиянием идей. Дж. МИДа, он защитил в этом университете в 1953 г докторскую диссертацию, посвященную исследованию коммуникационных структур на. Ш етландских островах. Его дальнейший творческий путь. Был связан с работой сначала в. Вашингтоне (в. Национальном институте психического здоровья), а затем в. Беркли, где он стал профессором. Гоффман. Был изб ран президентом. Американской социологической ассоциации в 1981 г, что свидетельствовало о признании его больших заслуг научным сообществом. США. Его основные работы:"Представление себя другим в повседн. Евно жизни"(1959),"соприкосновения"(1961),"Убежище"(1961 :),"Поведение в общественных местах"(1963),"Клеймо"(1964),"Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом-к ое взаимодействие"(1969),"Рамочный анализ"(1974),"Формы разговора"(1981). Из всех названных работ, на русский язык переведена полностью. Лишь один [Гофман 2000ман. 2000].

Хоффман является одним из наиболее интересных и оригинальных исследователей в социологии. Его творчество оказалось достаточно сложным для однозначной оценки и отнесения к какой-либо одной конкретной па арадигме, одному направлению. На. Этот счет до сих пор идут дебаты. Одни. Считают, что взгляды социолога больше всего соответствуют характеристикам и принципам символического интеракционизма, другие обнар уживают в его творчестве феноменологические мотивы, третьи полагают, что он. Выступал как раз с антифеноменологических позиций, четвертый видят в нем"всего понемножку"- и символического интеракционис и, и феноменолога, и этнометодолога. В данной главе будут рассмотрены идеи и положения учения. Гоффмана, свидетельствующие о его приверженность и принадлежности к символическому интеракционизмизму.

Основанный для обозначенных выше отношения к социологии. Гоффмана, включающей в себя элементы целого ряда направлений и парадигм, вполне достаточно. Поступил на социологическую стезю в конце 1940-х гг, в он буквально"завалили"читателя многочисленными социологическими и социально-психологическими работами, очень непохожих одна на другую. Каждый раз он. Начинал новую линию анализа и не продолжал ее, как правило, в следующих публикациях. Однако при внимательно разбор его работ можно уловит то общее, что было присуще так или иначе большинству из них. Это - интерес к личности, к повседневно (ритуал ном) поведению людей, доступном для наблюдения и осуществляющемуся в форме их социального взаимодействия. При этом характерным для ученого был"драматургическом"(иногда его называют драматическим) п одход (с позиций метода социодрамы) к социальному взаимодействию,. Который рассматривался им как универсальный метод социологического исследованиования.

Исследование мира повседневной жизни людей

Основным объектом исследования для. Гоффмана выступает повседневной поведение людей, мир их повседневной жизни. В одной из наиболее крупных. Своих работ, написанное за восемь лет до смерти (1974), книге"Рамочный анализ"(па нее мы будем ссылаться еще не раз), он пишет:"Мы постоянно убеждаемся, что мир повседневной жизни, мир здравого смысла. Занимает высшее положение среды. РАЗЛИчНЫХ областей реальных ости, так как только в его пределах становится возможным общение с нашими ближними. По мир здравого смысла с самого начала является социокультурным миром, и многие вопросы,. Связанные с межсубъективност ью символических отношений, берут в нем начало, определены им и находят в нем свое разрешениее" * 81.

* 81: Goffman E Frame Analysis NY, 1974 P15

Гоффмана интересовалы явления взаимодействия людей"лицом клина"-. Ему важно было показать, каким образом действия людей в повседневной жизни (часто мелкие и незначительные) структурированы социально как они выражены в символической интеракции. При этом его не волновало, как он говорит, центральные проблемы социологии - социальной организации и социальной структуры"Я не обращаюсь к структуре соци альной жизни, - пишет социолог, - но апеллирую к структуре опыта,. Который есть у индивидов в любой момент их социальной жизни. Я считаю общество первичным во всех отношениях, а. Любые текущие участия ин дивид - вторичным; моя работа имеет дело только со вторичным проблемамими" * 82.

* 82: Ibidem P 22

Для изучения повседневных действий и явлений социальной жизни, символов, с помощью которых они выражаются, смыслов и значений,. Которые придают им индивиды,. Гоффман часто прибегал к методам включении в наблюдения и анализа документов, притом не всякого, а возникающих естественным образом (например, радиопередач или рекламных объявлений и изображений). В процессе такого изучения его интересовалы общи е и повторяющиеся особенности социальной жизни,. Которые находили отражение в соответствующих социальных формах. Поэтому некоторые исследователи творчества. Гофмана. Считают, что проблема выявление. Социалисты льных форм была для него одной из основных. С ней оказалась тесно связанной и проблема рамочного анализиза.