Учебники Онлайн


§ 3 Классификация социальных форм

Выше уже говорилось, что формальная социология сопряжена с выявление определенных форм, их классификацией и анализом. Будучи ярким представителем формальной социологии,. Г. Зиммель в ряде работ стремится ся конкретизировать свое учение об обществе с помощью классификаций социальных форм и их детального рассмотрения. Образцы такой классификации и анализа он дает в"Социология"Исследователи творчества н. Емецкого социолога отмечают, что. Одна из них включает в себя социальные процессы, социальные типы и модели развитиития.

К социальным процессам. Зиммель относит подчинение, господство, примирение, соревнование и др. Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие систематизацию. Некоторых сущностных х характерных качеств человека, не зависящим от взаимодействий между людьми (аристократ, бедняк, циник, кокетка, купец, женщина, чужой, буржуа и т д). Третья группа социальных форм включает в себя моде ли развития и характеризует социальную дифференциацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа, тем ее члены мен ее индивидуальны и, наоборот, с увеличением группы ее члены становятся более непохожих друг на другауга).

В рамках названных выше форм социальной жизни (социальные процессы - социальные типы - модели развития) ученый дает очень интересный и глубокий анализ многих социальных процессов. Например, в качестве одного из них он исследует моду. Эй посвящено блестящее эссе, которое до сих пор не потеряли своей актуальности и читается так, будто написано только сегодня"Сущность моды состоит в том, - пишет зимми эль, - что ей следует всегда. Лишь часть группы, группа же в целом находится только на пути к нейьКак только мода полностью принята, то как только то, что первоначально делали только некоторые, теперь действительно совершается всеми без исключения, что и произошло с некоторыми элементами одежды и форм общения, это больше не называют модой"[Избр 1996. Т 2. С 274 2.. С. 274].

Мода,. Считает. Зиммель, одновременно предполагает и подражание, и индивидуализации. Невозможность моды без индивидуализации он доказывает на примере примитивных обществ, где социальная однородность дела ала всех равными и не обусловливала стремления выдвинуться из общей массы. Точно также венецианские. Нобиле, относящиеся к. Правящий олигархии, не желая демонстрировать свою исключительности перед всеми остальными гражданами, ходили только в черном. Социолог говорит о двух конститутивных характеристиках моды - отличиях одной группы (одного круга, одного слоя) от другой и потребностях в соединении (объ единении) людей, без чего моды быть не может [Там же. С 273 273].

Очарование моды состоит в том, что она одновременно новая и преходящий. Мода дает ощущение настоящего, течения времени. Как только что-либо становится модным (одежда, вещи, манеры, идеи, выражения и тд) оно тут же начинает"выходить из моды"Однако, несмотря на преходящий характер тот или иной конкретной моды, сама она как форма социальной жизни постоянна, существует всегда, во все временемена.

Раскрывая содержание такой формы, как социальный тип,. Зиммель. Использует пример аристократа. Так, бытие аристократа представляет собой единство двух взаимоисключающих характеристик. С одной стороны, он целиком поглощений своей социальной группой, ее фамильной традицией, отнесением к аристократическим рода. С другой - он абсолютно отделений вот. Этой группы, ибо каждый аристократ стремится осознать свою с обственную автономность, силу, могущество и не хочет ощущать зависимость от определенного круга лилиц.

Зиммель много писал о так называемых игровых формах. Они"Чистый", поскольку лишены конкретного содержания, например"наука для науки","искусство для искусства"Люди занимаются. Этими видами деятельност ты как самоцелью, и именно для того,. Чтобы получать наслаждение от занятий ими, а не для достижения каких-либо конкретных целей и результатов в сферах научного творчества либо искусствва.

В качестве еще одной игровой формы он рассматривает свободное общение ("общение ради общения"). В. Этой формы только одна цель - дать возможность насладиться общением, побыть с другими. Это - абстрактная я модель социального процесса, не наполненная каким-то либо реальным, конкретным содержанием. Люди включаются в такое общение как"формальные"индивиды,"на равных"Средством обеспечения этого равенства с лужит"такт"(тактичное поведение). Он ограничивает некоторые стремления и импульсы участников общения. Например, бестактно говорит на ужин в делах, демонстрировать свое богатство и тд. Такт, следоват. Ельня, есть игровая форма социальных норных норм.

Зиммель рассматривает и такую ??игровую форму социальных отношений, как флирт. В данном случае речь идет об особом. Типе социальных контактов и связей - сексуальных отношениях. Флирт, или кокетство - это и игровая форма, не наполненная каким-то либо реальным эротическим содержанием. Главное в. Этой форме - не тема, не содержание разговоров между людьми, а наслаждение, удовольствие, получаемое от свободного в бщения, общения совета общения. Анализируя подобным способом игровые формы, в первую очередь свободное общение,. Зиммель, таким образом, наиболее полно и последовательно продемонстрировали идею чистой, фор мальной социологиогии.