Учебники Онлайн


Концепция социокультурной динамики

Основные теоретические концепции. Сорокина ни были направленый на объяснение изменений в мире. Среди них центральное место. Занимает теория социокультурной динамики. В ней заметно стремление социолога проанали лизировать источники и движущие силы социальных изменений, и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчеркивается значение географического, биологического и психологическог в факторов в социокультурном изменении, он. Считает, что"основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям,. Которые рассмотрелы различные социальные и культурные факторы как гл авные движущие силы социокультурного изменения"[Сорокин. Социокультурная динамика 1996. С 386.. С. 386].

Анализируя общественную реальность в историческом срез,. Сорокин характеризовал ее как иерархию. РАЗЛИчНЫХ социальных и культурных систем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемнымы - суперс системами. Последние существуют на протЯжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духовной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и тд. В проц эссе анализа суперсистем. Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта категория. Занимает в концепции социокультурной динамики равно из цен тральных мест, о чем чуть ниже будет специально. Сказанноезано.

В каждую историческую эпоху,. Согласно трактовке социолога, доминирует и господствует. Одна из культурных суперсистем, в структуре, которой можно обнаружить как остатки ее"предшественницы", так и ростки ки"наследницы"Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осуществляться, в соответствие с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различна характера, к числу которых в пер вую очередь относятся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).

Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целостность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рациона альный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладание непосредственного чувственного восприятия действительности, второй - господством рационального мышления, третий - доминантой интуиции. Каждый из. ЭТИХ типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на. РАЗЛИчНЫХ этапах его прогресссса.

Рассматривая процесс перехода от чувственной культуры к идеациональной,. Сорокин писал:"Мы как бы находимся между двумя эпохами:. Умирающий чувственной культурой нашего. Лучезарный вчера и грядущей иде еациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслей, действуя в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать. Надежные ориентиры в наступающим сумерках. Ночь. Этой переходной эпохи начинает спускаться на нас, с ее кошмарами, п угающимы тенями, душераздирающее ужас. По ее пределами, однако, различать рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - людей будущего"[Человек, цивилизация, 1992. С 427.. С. 427].

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием целого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательн ных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качество. Каждая эпоха вырабатывает. Свои культурные качества,. Которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизнзни.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики. Сорокина - ценности. Их классификация представлена ??четырьмя группами. Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятель ьности (основная среды них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная - красота), третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта-добро), четверг тая группа предполагает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза). Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяснить с помощью. ЭТИХ. Поистине универсальны х категорий, наиболее интегральной среды которых, по мнениям. Сорокина, является пользьза.

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики. Был связан в. Значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова - вплоть до почти полного отождест твления культуры и общества (о чем им написана книга"Кризис нашего века", изданная в. Нью-Йорке в 1941 г, а затем и еще одна работа -"Общество, культура, личность"). Социолог стремился обосновать возм ожность преодоления кризиса культуры и общества посредством"моральной реконструкции человечества", в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализмма.