Учебники Онлайн


Социологические идеи ТФ Лилиенфельда

Идеи органицизма получили свое отражение также в работах. ПФ. Лилиенфельда, не только исследователя, но и видного государственно деятеля. России (он. Был сенатором, вице-губернатором. С-Петербурга, губер рнатором. Курляндии). Основная работа,. Опубликованная на русском языке, -"Мысли о социальной науке будущего"(1872872).

Задачу социологии как науки. Лилиенфельд видел в исследовании ею социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов. Он ставил цель изучить воздействие. ЭТИХ процессов на основные формы ы деятельности в обществе, которое он определяли как прямое продолжение жизни природы в виде наиболее совершенного живого организма. Сами общественные явления, по его мнение, определяются психикой челов экка.

В работе"Мысли о социальной науке будущего"ее автор задавал вопрос:"к какой области человеческого знания относится социология; наука ли она по преимуществу умозрительная или же реальная?" на него он писал:"Если человеческое общество входит в состав окружающей нас природы, то социальная наука должна составить часть естествознания и к ней должен быть применена метод индуктивно-опытный; если напротив того общество основано преимущественно на началах нравственно-духовных, то социальная наука должна быть причислена к наукам умозрительным и к ней должен быть применена метод дедуктивно-си нтетический"[1997. С 7]. Для социолога приемлемым оказывается первое"если", а для социологии как науки применим, лишь индуктивный методомй метод.

Что нужно,. Чтобы общество стало предметом социологического изучения? общие законы,. Чтобы между причиной и следствием в проявлениях вещества и человеческого общества существовала постоянная связь, доступная человеческому наблюдению и пониманию"[Там жее.].

Он часто проводили прямые аналогии между обществом и живым организмом, утверждал, что общество состоит из клеток - человеческих индивидов - так же, как из них (клеток) 'состоит любой живой организм. Межд ду клетками существует"междуклеточная ткань", которая представляет собой естественную среду (климат, почва, полезные ископаемые) и все то, что создавшего сами люди (мы могли бы назвать это"второй приро дой").

Развитие общества характеризовалось. Лилиенфельд в рамках понятий, присущи живым организмам и типичных для них (рождение, рост, смерть, болезни и тд). Отдельные общественные структуры также имели ана алогиы с биологическими органами: например, правительство рассматривалось как мозг с точки зрения выполнения им. Своих основных функций, экономическая сфера оказывалась аналогичной системе кровообращен ия, право играл роль нервной системы. Экономическая и политическая деятельность в обществе отождествлялась с физиологической и морфологической деятельностью живого организмизма.

Говоря об органицизму. Лилиенфельда, нужно иметь в виду"присвоение"им обществу всех основных черт организма: его целостности, единства и взаимосвязи органов, их специализации на выполнении отдельных функций, накопления запасов и потенциальных сил и тд. Таким образом, органицистский подход у него. Был еще более выражен, чем у. Г. Спенсера (не говоря уже о. АИ. Стронина). Вполне понятно, что при таком по дходе социолог излагало теорию общества в понятиях"социальной физиологиилогии".

Поскольку социолога постоянно волновало состояние социального организма, он не мог не ставит вопросы о его социальном здоровье и социальных болезнях. И здесь мы встречаемся с постоянными аналогии е ежду обществом и организмом. Болезни общества сравнивались с состоянием людей, характеризующихся различными заболеваниями: больная экономика рассматривалась как слабоумие, больное правительство - как п аралич, больное право - как бредовое состояние. В этом контексте основное внимание. Лилиенфельд уделял проблемам предотвращения болезней, то терапевтический мероприятиям, к которым необходимо постоянно прибег. Общество и властьласти.

Главное - не доказывает дело до разложения и распадению частей (точь-в-точь как в организме), иначе наступит смерть. Поскольку разложение в обществе вызывается как внутренними, так и внешними факторами требуется постоянное отслеживание и. Внимательное наблюдение за их действием. Здесь. Значительную роль играют степень организованности общества, его культура и образованность, знания, существующие в нем и являющиеся достоянием широких социальных слоеев.

Как и все российские социологи,. Лилиенфельд обращался к идее прогресса и его критериев. Главный среды них - мэра свободы общества (даже не индивида!),. Под которой понималась и экономическая, и политиче еская, и правовая свобода действовать властям от его имени в целях укрепления социального организма.