Учебники Онлайн


§ 3 Социологическое творчество Ф Гиддингса

Франклин. Гиддингс, так же как и. Л. Уорд, является одним из основателей американской социологии и крупнейший представитель ее психологического направления. Он. Был создателем первой кафедры социологии (18 894) в. Колумбийском университете, избирался президентом. Американского социологического общества (1908). Главный труд первого периода творчества. Гиддингса, рассматриваемого в. Этой главе, периода, когда он развивал идеи психологического эволюционизма,. Был написан в 1896 г и. Получил название"Принципы социологиигии" * 26. Им ни были написаны и другие работы:"Элементы социологии"(1898),"Индуктивная социология"(1901),"Описательная и историческая социология"(1904),"Исследования по теории человеческого общества"(1922 2),"Научное исследование человеческого общества"(1924),"Цивилизация и общество"(1933).

* 26:. Русский перевод:. Гиддингс. Ф. Основания социологии. М, 1898

В соответствии с идеями. Гиддингса социология - это наука, которая стремится понятий общество в целом и объяснить его посредством космических законов и причин. В отличие от психологии, изучающей простые выражения индивидуального разума, социология касается более сложных его проявлений, наблюдаемых в объединениях людей друг с другом. Для. Гиддингса не подлежит сомнению психологическое"происхождение"с оциологиы. Точно также как психология выделилась из биологии, социология сделала это по отношении к психологигии.

Но при этом он видит различия между ними. Если психология - это наука об элементах и ??происхождении умственных явлений, то социология является учением об умственных явлениях в их наиболее обширных ослож жнениях и реакциях и об искусственной эволюции социальной среды"Социология является попыткой, - пишет. Гиддингс, - объяснить возникновение, рост, строение и деятельность общества действием физических жизненных и психологических причин, действующих совместно в процессе эволюции"[1996. С 294294].

Итак, социология исследует, прежде всего, процессы эволюции общества. Однако как наука она обладает достойной особенностями. По мнениям. Гиддингса,"истинная социология должна соединить в себе как субъект тивное, так и объективное объяснения. Она должна свести каждое из них через все социальные отношения"[Там же. С 298]. В связи с этим американский социолог говорит о трех главных задачах социолога, котор ые он должен попытаться решить: во-первых, открыть условия для агрегации и соединения людей; во-вторых, открыть"закон субъективного процесса"(который управляет социальным выбором) в. В-третьих, открыт ь"закон объективного процесса"(который управляет естественным отбором и осуществлением выборов) [Там же. С 303]. Основная же особенность социологии состоит в том, что ее. Представители объясняют социал ьные явления посредством использования причин психического характера. Как пишет американский социолог,"социология является истолкование социальных явлений посредством психической деятельности, органы ческого приспособления, естественного отбора и сохранения энергии"[Там же. С 312 же.. С. 312].

Поскольку одно из основных понятий для социологии - общество, представляет интерес его трактовка. Гиддингс. Тем более, что характеристику предмета социологии как науки он связывает с пониманием общест тва, чему в. Значительной мере посвящается первая глава"Основанный социологии"Он прямо говорит об обществе как о психическом явлении, обусловленном физическим процессом [Там же. С 303]. Общество, утверж дает американский социолог, в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, ассоциацию, общую жизнь,. Которые он рассматривает как социальные факты, психические по своей природе [Там же. С 291]. В месте с тем"под обществом надо разуметь естественно развивающуюся группу сознательных существ, в которой агрегат переходит в определенные отношения, преобразующиеся с течением времени в сложную и о чную организацию"[Там же. С 292е.. С. 292].

Один из вопросов,. Возникший под влиянием идей. Г. Спенсера и заданный. Гиддингс в отношении общества: является ли оно организмом? ный вопрос, оно должно описываться как психофизическое явление - психический организм на физическом основании. Но общество есть нечто большее, чем организм, подобно тому, как организм сложнее и выше, ч ем. Неорганическая материя. Значит,"общество есть организация, отчасти создание бессознательное эволюции, отчасти результат сознательного плана. Организация есть комплекс из психических отношений. Однако подобно организму она может проходит через все фазы эволюции"[Там же. С 313]. Кроме того, общество выступает для. Гиддингса как организация, союз. РАЗЛИчНЫХ взаимосвязанных групп и ассоциаций, благодаря я чему производятся и воспроизводятся социальные отношенитношения.

Центральная теоретическая идея. Гиддингса - идея"себеподобного сознания"(родового сознания), то это чувство тождества, которое испытывается одними людьми по отношении к друг на этом базируется один н из основных социологических постулатов,. Который. Гиддингс формулируется следующим образом:"первичный и элементарный субъективный факт в обществе есть сознание рода. Под этим подразумеваю такое сост ояние сознания, в котором всякое существо, какое бы место оно ни занимал в природе, признает другое сознательное существо принадлежащим к одному роду с собой"[Там же. С 301.. С. 301].

Гиддингс полагал, что в процессе социальной эволюции действуют две силы - бессознательная и. Сознательная. К первой он относил природные, следовательно, объективные факторы. Ко второй - сознательной - си. Иле он относил факторы субъективно-психологического характера. Причем последние он не сводил к личностным проявлениям, а считал ими, прежде всего. Описанное выше"сознание рода", предопределяющее поведет ние индивидадов.

Это понятие является одним из центральных и активно используемых. Гиддингс"Сознание рода", или"социальный разум", означает духовное единство разумных существ, что делает возможным их сознательное в взаимодействие друг с другом при сохранении индивидуальности каждого. Названное понятие выполняет в его концепции, где приоритет в анализе любой социальной проблемы отдается психологическому фактору, ц ементирующую роль. Даже рассмотрение социальной и классовой структуры капиталистического общества несет на себе отпечаток наличия"сознания рода"("социального разума") как показателя развитосты чувств а солидарностьсти.

В самой же социальной структуре, весьма необычную трактовку, которой предлагает. Гиддингс, им выделяются три группы классов:"жизненные классы",. Которые различаются по срокам жизни, темпам смертности и и рождаемости,"классы личностей", различающиеся по такому психологическому критерию, как степень одаренности (здесь выделяются. Гениальный,. Талантливые, обычные, уродливые люди),"социальные классы.

В основу классификации последних положеные. НЕ объективные признаки, а степень развитосты чувства солидарности ("сознание рода"), которое скрепляет большие группы людей. Он различает,. Исходя из этого кри итерия, социальный класс, несоциальные класс, псевдосоциальный класс и антисоциальный класс. К первому. Гиддингс относит людей, активно защищающих свое общество, свой социальный строй и стремящихся его улучшитть.

несоциальные класс представляют люди, равнодушные к делам общества и тяготеющие к индивидуалистический проявлениям жизни. Псевдосоциальный класс составляют бедные люди, стремящиеся жить за счет обществ ва. Наконец, к антисоциальному классу он причисляет преступников - людей, ненавидящий данное общество и его институтты * 27.

* 27:. Гиддингс. Ф. Основания социологии. М, 1898. С 136-137

В более поздних работах, написанных уже после. Первой мировой войны,. Гиддингс частично пересмотрел. Свои прежние позиции и обратился к несвойственным ему ранее проблемам. Он изучал возможности применения я статистических методов в социологии, стал принимать участие в эмпирически исследованиях.

Современники отмечали. Крайнюю теоретическую и даже идеологическую нетерпимости. Гиддингса к противникам, говорили о его расизма, антисемитизме, антибольшевизме, при этом они подчеркивал большие админи истративные возможности социолога и давление, которое он оказывал на коллег благодаря и.

Подводя. Краткий итог рассмотрению психологического эволюционизма в социологии (идеи. Уорда,. Гиддингса), следует отметить, что его влияние на последующее развитие социологической мысли не было слишком с значительным и сохранилось в целом в рамках концепции эволюционизма. Это направление дополнило биолого-эволюционную схему, созданную. Спенсером, выявление и изучение психологического фактора развития общества. Несмотря на внешнее"противостояние"Спенсеру представителей психологического эволюционизма и его критику ими, реального разрыва с эволюционнымы идеями не произошло. Более того, они ни были усиле ны за счет использования в ходе анализа усложнения форм общественной жизни"сознательного начала", то фактора разумного управления социальными процессамссами.