Учебники Онлайн


§ 7 Теория подражания Идеи Г Тарда

Появление и утверждение психологии подражания прочно связывают с именем французского социолога и криминологи. Жана. Габриеля. Тарда (1843-1904). Его перу принадлежит ряд известных не только в конце XIX - начале XX в, но и сейчас работ. Среди них:"Законы подражания"(1892),"Общественное мнение и толпа"(1902),"Социальные этюды"(1902),"Личность и толпа"(1903),"Социальная 96).

Как всякий оригинальный мыслитель,. Тард строил свою концепцию на основе критического анализа предшествующих достижений социальной мысли. Он отверг. Бывшие долгое время популярными натуралистические теор рии, в которых проводились аналогии общества с механическим агрегатом (социальный механицизмом) и биологическим организмом (социал-дарвинизма) не принял он и эволюционистские теории (как биологические, т ак и психологические). Вместо них французский социолог предложили аналитический подход. Среди идей и взглядов, отвергнутых. Тардом, находятся то, что постулируют существование"души толпы","коллективного (группового) сознания", то неких самостоятельных духовных сущносностей.

Социология рассматривалась им как коллективная, интерментальная психология, изучающая самые различные социальные процессы. Такая социология возможна потому, что основана на передаче одним сознанием дру угому необходимых элементов. Так образуется течение мнений, возникают массовые импульсы, традиции, национальные обычаи и другие социальные силы, структуры и процессы. Под последними. Тард понимал, прежде всего, межличностные, интериндивидуальные процессы и отношениния.

Он считал, что предмет и возможности социологии как науки следует изучать в тесной связи с психологическими явлениями, например такими, как верования и желания. Например, в"Социальной логике"он писал л, что нет ни одной отрасли социологии,"которая не представлялась бы нам двойственно, в зависимости от того, рассматривается ли ее предмет со стороны, предполагающий желание, или со стороны, предпола гающей верования"[Тард. СПб, 1996. С 29]. Надо сразу отметить, что при таком подходе к пониманию социологии как интерментальной, интериндивидуальной психологии из поля зрения мыслителя исчезали макросоц иальная структура общества, в рамках которой и формировались реальные межличностные отношениошения.

тремя. Основными типами социальных процессов. Тард считал повторение (подражание),. Противоположение (оппозицию), приспособление (адаптацию). Соответственно. Основными социальными законами он называл закон ны подражания, приспособления, оппозиции. Но все же, в качестве самого главного социального процесса (и соответствующих ему законов). Тард рассматривал подражание (законы подражания), которое он характе ризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на все сферы межличностных и групповых взаимодействий. Наиболее. Типичным видом социального подражания он считал подражание низших сл. ОЭВ высшийсшим.

Подражание рассматривалось ученым в качестве основного объяснительно принципа всей жизни - как индивидуальной, так и общественной. Он характеризовал его как"постоянное,. Всемирной социальное явление""[Тард 1996. С 334]. Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира [Там же. С 288]. Социальное познание - это, прежде всего познание того, как происходит подражание. Оно имеет внутренние (логические) и внешние (внелогические) причины. Среди последних он особо выделял социальные причины, к которым относил религиозные, есть кономические, политические, эстетические, лингвистические и другие влиянийие влияния.

Французский социолог настаивал на том, что все главнейшие акты человеческой и общественной жизни совершаются как следствие лига (подражания). В этом смысле все многообразие социальных взаимодействий и имеет в своей основе отношение"учитель - ученик"Под влиянием психологии подражания. Тарда его последователи-социологи стали утверждать, что в обществе реализуются три основных типа подражания: взаи мное подражание, подражание обычаям образцам, подражание идеаллу.

Тард рассматривал подражание в тесной связи с взаимовлиянием людей друг на друга. Теория подражания выходит за рамки отдельно взятого индивида и обращается к анализу процесса межличностн взаимодейст твия. Общество, по мнение исследователя, это продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и тт.д.

Тард, как и. Г. Лебон, уделял большое внимание проблемам группового поведения. Он также обращался к характеристике толпы, но постоянно сравнивал ее с публикой. В отличие от толпы, психическое единство кот торой создается в первую очередь физическим контактом, публика - это"чисто духовная, общность", в рамках которой индивиды физически рассредоточены. Публика - это интеллектуальная общность. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность самовыражения. Тард прослеживал этапы становления публики, считая ее продуктом времени. Предпосылки возникновения публики конца XIX в он вид эл в салонах и клубах XVIII в. Однако реальную ее историю он связывал с появлением массовых газевых газет.

толпы. Тард считал зародыша общества в городе, тогда как зародыши общества в деревне называл семью. Он рассматривал толпу как форму организации жизни общества на стадии развитой городской культуры. Зан нимаясь проблемами толпы,. Тард характеризовал общие черты ее участников, такие, как вера, страсть, наличие цели, эгоизм,"коллективное самолюбие", односторонняя иррациональная подражательность. Тард пр едложил свою классификацию толпы, в основу которой поло критерий это отношения к возможности собственной деятельности. Он писал о выжидающих, внимающих, заявляющим о себе, действующих толпалпах.

Тард внес свой вклад в учение о методах эмпирически социологического исследования. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический. Первый базирует тся на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого. Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему осуществить социально-статистические исследования по проблемам преступности (о них подробнее будет сказано в специальной главе, посвященной историческим истокам эмпиричес кой социологии), которые получили высокую оценку его современников. На основании данных. ЭТИХ исследований он утверждал, что человек не рождается преступником, а становится им, причем в полном соответст вии с законами подражания и приспособления. Сам же закон подражания использовал в криминалистике и криминологии, а. Тарда считали одним из основоположников криминалистических направления в западной со циологии. В этом смысле значение его идей простирается не только на социологию, но и на криминалистикелистику.

Один из основных источников социального прогресса. Тард видел в изобретение (нововведение), начиная от технических новшеств и кончая оригинальными общественно-политическими идеями. Изобретение, также ка ак и подражание, являлось у него предметом социологического изучения и при этом"психологизировалось"Более того, изобретение и подражание оказывались тесно связанными между собой, потому что адаптаций я и внедрение новшества могли осуществляться только в результате повторения и подражаныия.

Тард писал, что изобретение является матерью как верования, так и желания. Он характеризовал изобретения как первичную причину богатства,. Рассматривая их как результат индивидуального творчества и подч черкивая, что только благодаря им и подражанию осуществляется общественный прогресс в виде развития экономики, политической жизни, искусства, языка, религии и др [Там же. С 382-383383].

Французский социолог одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств: печати (газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их, особенно газеты, как важный фактор интеграции и и социального контроля. Другая значимая функция газет заключалась в осуществлении просветительства. Тард хорошо понимал, что появление и быстрое распространение газет способствовало формированию. Публий ки и роста уровня самосознания людей. Кроме того, как верно отмечал ученый, они играли. Значительную роль в возникновении и развитии политических партий и религиозных сообществ, равно как способствовали формированию определенного общественного мненийения.

Впоследствии. Эти и другие идеи французского мыслителя, касающиеся средств массовой информации, получили развитие в социологических исследованиях общественного мнения, массовых средств коммуникации, то. ЭОРы"массового общества", в становлении новой науки - социальной психологии, одним из создателей которой по праву. Считают. Тарда. Значение его творчества для последующего развития социологии нельзя н едооценивать. Его работы сыграли большую роль в проводившихся в XX в исследованиях проблем политической социологии, психологии экономической деятельности людей, логики, моды, толпы, публики, преступнос ты и других-социологических и социально-психологических явлениний.

Что же касается его главного"изобретения"- теории подражания, то - парадоксально, но факт - она ??не оказало сколько-нибудь заметно воздействия на последующее развитие социологической мысли. Более то ого, ряд ее основных положений. Был подвергнуты критике. Так,. В. Вундт обращали внимание на туманность и неопределенность подражания. Критиковал эту теорию и. Э.. Дюркгейм,. Утверждая, что нельзя. Любые повторяю щиеся действия характеризовать только с позиций подражания, а людей рассматривать подобно панурговым баранам. Речь шла о некоторой вульгаризациы процесса подражания, которая иногда допускалась под влия нием. Этой теории. Тарда. Современные исследователи видят ее слабость в том, что она допускала. Лишь подражание"изнутри наружу"и таким образом выводила акт поведения из осознанного мотива. Но"нередко по дражание или усвоение нового образца начинается как раз с внешним, поверхностных черт, а сознание. Лишь впоследствии подстраивается под уже сложившуюся экспрессивную форму"[История 1999 с 71 1999.. С. 71].