Учебники Онлайн


ГЛАВА 2 познание как деятельность

§ 8 Мир и формы его существования

Что такое мир?

ПОНЯТИЕ МИРА

Понятие мир имеет разную интерпретацию. В философии оно раскрывается через понятие космос,. Вселенная, бытие, материя, субстанция и т д

Исторически толкование понятия мир опирается на философские, естественнонаучные представления о строении и развитии. Вселенной, живой и неживой природы. Это понятие подвижное, оно развивается. На разных этапах р развития науки и философии содержание его многозначныхий.

В наиболее общем виде понятие мир можно определить как совокупную реальность во всем разнообразии ее проявлений, находящаяся в всеобщему взаимосвязи всех явлений и процессов, а также в безкинеч ночном развития. Мир - это бесконечное многообразие и диалектическое единство множества мирев.

Интерпретация понятия мир через понятие бытия предусматривает выделение как относительно самостоятельных, но взаимосвязанных миров, таких форм бытия:

1. Бытие"первой природы", то есть всей природы (включая"макро"и"микро"миры), которая находится за пределами человеческой деятельности. Это естественный мир, не преобразованный человеком

2. Бытие"второй природы", т.е. природы, преобразованной человеком. Это предметный мир, который возникает как"развернута в природе история человечества", это"воплощенный в натуральной природе способ человеческого бытия"

3. Бытие социальное (мир человеческого общества)

4. Бытие духовное, в котором выделяют две относительно самостоятельные реальности - общественную (надличностных) и индивидуальное сознание

Историческое развитие представлений о МИР

В античных (философских, научных, обыденных) представлениях мир рассматривается прежде всего как мир природы - космоса. Человек трактуется как существо, которое находится в неразрывной связи с миром природы тока уктура и законы бытия мира и человека единні.

По аналогии с древнеиндийских и китайских учений (например, даосизма и школы чарвака) в древнегреческой философии структура мира рассматривается через познание материальных и духовных первооснов или и первоэлементов. Они определяются вечными, несотворенный и неистребимо, а все многообразие вещей и явлений в мире возникает как их конкретная временная комбинация, сочетаниея.

Представители античного материализма считали первоосновой мира вещное, материальное начало. Родоначальник этого направления древнегреческий философ. Фалес утверждал, что начало всего - вода. Лнаксимен и. Диого ген считали, что"воздух первичнее за воду, и из простых тел преимущественно его принимают как начало, а. Гиппас с. Метапонта и. Гераклит из. Эфеса - огонь,. Бмпедокл же - четыре элемента, добавляя к названным земл ю как четвертый. Эти элементы, по его мнению, всегда сохраняются и не возникают, а в большом или малом количестве соединяются в одно или разъединяются с однойго".

Греческие атомисты. Левкипп и. Демокрит считали, что первооснова всего-атомы (невидимые частицы, которые различаются по форме, размерам и т д)

В идеалистическом направлении античной философии первоосновой мира определяется определенное духовное (идеальное) начало, или. Бог как мировой разум, или самостоятельные идеальные сущности

Пифагора его последователи видели первооснову мироздания числах и числовых отношениях. Создатель классической модели объективно-идеалистического учения. Платон рассматривал реальность как таковую, состоящий я из двух миров: мира конкретных вещей, меняющихся, временных, и мира идей - вечных, неизменных. Мир вещей, материальные явления. Платон считал пути идей и понимал их как бестелесные сущности, находящимися ют вне пространства и времени, сходятся по степени общности в. Боге и поэтому является тем образцом, согласно которому создаются отдельные реччі.

Одна из ключевых проблем античного представления о мире - проблема движения, его источники, причин, статуса относительно мироздания

Зенон и. Протагор считали, что мир неизменен, и движение в нем отсутствует. В логически убедительной форме невозможность процесса движения показана в известных апориях. Зенона. Блейського -"Ахилл и черепаха","Стрела","Дихотомия"(см.. Философский словарьк).

Гераклит из. Эфеса, наоборот, пытался показать, что движение и изменение - это общее состояние мира. Один из его афоризмов утверждает! илежних началах всего существующего, взаимодействие которых рождает непрерывную измененийну.

Наиболее глобально природа и разновидности движения показаны в учении. Аристотеля, который по праву считают вершиной философии античности. Аристотель признавал движение общим свойством мира и указывал на четыре п причины його.

1. Бог, находящийся вне космосом, но является неким першоруинием, первотолчка, становится источником начале любого движения в мире

2. Материальная причина?

3. Формальная причина или форма. По. Аристотелю, она является активным началом, поскольку конкретные вещи возникают только вследствие предоставления формы веществе, материи (например, из глины как материи, придав ей той й или другой формы, можно сделать разные вещиі).

4. Телеологическая причина или целевая (движение, развитие как направление к определенной цели). Эту причину. Аристотель относил к миру живых организмов. Существование и развитие живого организма он трактовал как последовательную изм мину, что ведет к появлению тех свойств, форм, которые изначально заложены как будущая цель во всем живом телеологизма, по. Аристотелю, в определенной степени присущ космоса в целом и возникал с позасвит ового начале -. БогБога.

В античности большое внимание уделяется исследованию духовного мира человека, прежде природе души и познания

Для греческих материалистов душа по своему строению аналогична остальных явлений мира. Например, за. Демокритом, душа человека, как и все остальные, состоит из атомов (в частности из атомов водорода). Единственное отличие а атомов души от атомов тела в том, что они имеют другую форму и более подвижныеві.

В идеалистической концепции. Платона душа - это самостоятельная реальность. В отличие от тела, она бессмертна и"оставляя после смерти человека его тело, попадает в мир идеальных сущностей - идей. Структура д души имеет три иерархические элементы:"похотливую часть"(локализованная в брюшной полости),"эмоционально-Вспыльчивый"(содержится в груди),"рациональную"(ее пристанище - председательа).

Аристотель трактует душу как активное и целесообразное начало живого тела, неотделимое от него. Тело - это материя, душа - форма. По. Аристотелю, душа является общим для природы началом"Питательная"способность души и присуща уже растениям,"чувственная"- животным,"интеллектуальная"- человекині.

Познавательная деятельность в античности рассматривалась прежде всего с точки зрения соотношения чувственного и рационального (подвластного умственные) познания, соотношение мысли и знания. Идеалом признается познания я истины, красоты, добродетели (блага), справедливости, цель - достижение мудрости. Мудрость понимают как неразрывное единство знания и действия"Мудрость, - говорил. Демокрит, - дает следующие три плоды: дар хорошо м ислиты, хорошо говорить и хорошо делатьти".

Наибольший вклад в развитие теории познания античности внес. Аристотель. Он разработал основы логики как науки о формах и законах научного мышления, создал законченную теорию дедукции

Большое внимание философия античности уделяла изучению социального мира,. Платон и. Аристотель рассматривают историческую эволюцию форм государственного правления, их отличительные черты. Предлагают свои модели идеального в общества и государственного строя, который бы сущности человека, служил реализации идеи справедливости, блага, счастья. Характерной чертой античных трактовок социального мира стало отождествление сус щества и государствви.

Сутью античных представлений о мире, синтезируя идейными основами являются понятия"макрокосмос"и"микрокосмос"

Термин"космос"философия заимствует из обозначения государственного и военного строя. Содержание этого понятия ориентирует на признание того, что явление, которое оно обозначает, имеет четкую внутреннюю организованность, в порядке ованисть и подчинено единому началу и законм.

"Макрокосмос"используется как понятие для обозначения мира природы"Микрокосмос"- это человек

По своей структуре и закономерностями бытия"микро"и"макро"Космос воспринимаются как аналогичные. Сами законы существования этих двух миров трактуются как гармоничные, эстетически и морально совершенные. Нередко ко идея совпадения, параллелизма"макро"и"микро"Космос вела к признанию (как в материалистических, так и в идеалистических учениях) того, что миром правят законы разума, мировой души, бога-творцаця.

Одной из ключевых идей в понимании"макро"и"микро"Космос была идея круговорота. Жизнь человека, его рождение и смерть так же, как и существование любого отдельного природного явления и природы в целом в, представлялись как бесконечный процесс рождения и смерти, возникновения и исчезновения в понимании перекомбинации элементов, образующих йх.

Средневековые представления о мире человека построены на религиозных идеях: сотворение мира из ничего волей. Бога, грехопадения человека, индивидуального бессмертия души, которое можно заслужить верой в. Бога, соблюдайте имання моральных норм и заповедей. В средневековой картине мир делится на две реальности - земной (природа и телесное жизни человека - временные, меняющиеся, греховные) и божественную, т.е. вечную, истинную в, блаженноу.

Противопоставление двух миров происходит на основании того, что природа, будучи созданной. Богом, лишена его непосредственного присутствия. В средние, особенно раннем, представляли. Бога как такового, не разлить в природі.

Философскими и естественнонаучными идеями средневековья были космологические представления. Аристотеля -. Птолемея, согласно которым. Земля-центр мироздания, а вокруг нее на своих орбитах движутся остальные планеты т и солнце.

Пусть известна философская дискуссия той эпохи, которая раскрывала суть тогдашних взглядов на мир, шла между номинализмом и реализмом. В центре ее были вопросы о природе общего (сущности всех конкретных ных вещей) и духовное бытие человека, пути познания. Бога и мира, конкретно вылилось в полемике о соотношении веры и разуму.

Представители реализма утверждали, что общее (универсальное) существует как онтологически самостоятельные реальности. Они образуют самостоятельный мир духовных идеальных сущностей, которые существуют до конкретных вещей и вне. Номиналисты исповедовали противоположные взгляды. Они считали, что существуют лишь отдельные, конкретные вещи. Общее существует только в словах человека (ноумен - понятиях). Поэтому оно это не онтологическая дух овна реальность, а реальность, которая возникает в языков мові.

Таким образом, оба направления не признавали существования общего в конкретных явлениях и отдельных вещах. Эту мировоззренческую установку можно объяснить влиянием религии, потому утверждения о причастности общего к конкретных, телесных вещей было равносильно признанию того, что в них непосредственно присутствует божественное начало.

Проблема соотношения веры и разума, как способов постижения божественности мира, решалась в период раннего средневековья через признание подчиненности разума вере, а в позднем средневековья ччи - наоборот, ибо вера тогда, как правило, считалась исходным началом разум.

Возрождения. В эту эпоху происходит значительная коррекция мировоззренческих установок, изменение картины мира

Возрождения становится отправной точкой в ??формировании мировоззрения и идеологии гуманизма. Как идейная ориентация гуманизм ставит своей целью оправдание природного бытия человека. Через преодоление ортодоксальных ц церковных представлений гуманисты стремятся евангельского очищение человека, подъема ее телесного и социальной жизни до уровня духовного, которое религия признавала единственное ценноеим.

Искусство и литература эпохи. Возрождения стремятся возвеличить человека, его чувства, показать возможность достижения гармонии духовного и телесного земного бытия

Главная цель гуманизма. Возрождения - утверждение человеческого достоинства, раскрепощения человека, раскрытия заложенного в ней потенциала. Человеческая личность определяется центром мироздания и высшей ценностью д для самой себя. Итальянский гуманист. Марсилио. Фичино писал по этому поводу:"Человек не желает ни высшего, ни равного себе и не допускает, чтобы над ней существовало что-либо, не подвластное ей. Она везде стремится властвовать, всюду хочет быть возведен и пытается, как. Бог, быть вездесюди".

Гуманистическое мировоззрение опирался на пантеистические концепции, возникшие в эпоху средневековья и утвердились в общественном сознании. Возрождения как новая концепция мира

Пантеизм признает единство. Бога и природы. Бог в пантеистическом трактовке растворенный в природе, присутствует в каждом ее явлении, а также в человеке и ее естественном бытии. Согласно пантеизмом"природа есть не что иное, как. Бог в вещах", или"Бог и природа одна и та же материя"(Джордано. Бруноруно).

В эпоху. Возрождения происходит крутой перелом во взглядах на природу. Религиозная мифологема о сотворении мира медленно уступает натурфилософским учением. Этот взлом во взглядах опирается на большое откр рытье естествознания XVII в - гелиоцентрическую систему. Николая. Коперника, согласно которой. Солнце, а не. Земля, признается центром мирозданияови.

Философские и естественнонаучные идеи. Возрождения получили свое логическое завершение в концепциях. Нового времени, прежде всего в учениях. Декарта и. Спинозы о субстанции

В основе учения о субстанции лежит пантеистическая идея об общем взаимосвязь, взаимодействие всех явлений мира, а также идея нестворюваности и неуничтожимости этой реальности

Субстанция понимается как предельная основа мира, а все его многообразие, изменения и преобразования являются лишь проявлением единого целого. Субстанция - причина самой себя

Декарт объясняет мир как сосуществование двух субстанций - материальной; духовной. Основное свойство материальной субстанции или материи - простые (протяженность), духовной - мышление. Спиноза понимал мир я как одну, единую субстанцию ??с двумя ее основными свойствами - протяженностью и мышлением. Этим он утверждал идею материального единства мирту.

Синтезом философских и естественнонаучных представлений просвет. Нового времени следует считать концепцию. Ньютона. Мир, бытие природы, включая бытия человека, - это существование. Вселенной. Вселенная. Ньютон понимал как о осторове временную реальность, как вместилище звезд. Законы. Вселенной - это законы классической механики. Они определяются абсолютными (неизменными и общими для всех сфер бытия мира). Бытие человека растворяется я в бытии природы, оно полностью детерминировано законами природы. Таким образом, свобода в бытии человека отрицается. Она трактуется лишь как соблюдение познанных законов природприроди.

Идеи механистического детерминизма особенно распространились во взглядах общественно-политического течения. Просвещения четко они сформулированы ученым и философом. Лапласом (см."Закономерное и случайное в разви итку мира"").

Прогресс естествознания XVII-XVIII в в (физики, биологии, химии, математики) создал предпосылки для рассмотрения мира как реальности, развивающейся. Универсальная концепция развития всех сфер бытия, сви и ту в целом появляется в немецкой классической философии (И. Кант,. И. Фихте,. ФШеллинг,. Г. ГегельГегель).

И. Кант создает первую концепцию возникновения планетарной системы с диффузной облака. Ф. Шеллинг интерпретирует мир как таковой, что сам развивается и проходит в своем развитии стадии: природа, общество, са амосвидомисть человека. В идеалистической форме он формулирует общие законы саморазвития. Источник развития - единство и борьба противоположностей, т.е. взаимодействие и взаимопроникновение противоположных начал, сил, т енденциенцій.

В отличие от взглядов предшественников, мир человека и сам человек трактуются как, развивающихся. Бытие человека, как его понимали немецкие философы, отделяется от бытия природы и немыслимо без по свободе. Этим миром человеческой свободы, в отличие от мира природы, где все закономерно и причинно обусловлено,. И. Кант признает нравственный мир, его нравственная жизнь. Относительно этого мира. И. Кант формулирует мораль ный закон (категорический императив), функционирование которого невозможно без равенства и свободы человекюдини.

Г. Гегель миром свободы считал познавательную деятельность, самосознание человека. Ф. Шеллинг ассоциирует свободу с миром искусства и интуицией

Духовный мир немецкая философия исследует как относительно самостоятельную реальность, проводятся четкие границы между индивидуальной и общественным сознанием

Социальная жизнь человека, общество также рассматривается как исторический процесс, имеющий определенные степени прогресса. По сути, создается философия истории

Современные представления о мире опираются на развитое естественнонаучное и гуманитарное знание. Они находят свое последовательное выражение через понятия: материя, движение, развитие, законы диалектики, сознание человек, деятельность, общество, культура и т.д. д.

Все следующие темы и вопросы раскрывать сущность современных представлений о мире и человеке значительно глубже