Учебники Онлайн


ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛИЗМА

Слово капитал происходит из поздней латыни. Появившись в быту около XII-XIII вв, оно первоначально означало ценности, запас товаров, массу денег или же деньги, приносящие процент. Именно они давали возможные ость приобрести любой другой товар. Деньги, пускаются в торговый оборот, казалось, сами собой приносили доходы. Купцы стремились наживаться на разнице в ценах товаров на различных рынках. Ростовщики давали декабря оши в долг под проценты. И в том, и в другом случае деньги выступали источником собственного увеличения. Но эти изменения происходили только в сфере обращениері обігу.

Постепенно к владельцам денег приходило осознание того, что есть другой, более эффективный способ получения доходов. Наращивая выпуск товаров, можно успешнее конкурировать на рынке, играя на ценах понял ившы это, владельцы денег поняли и другое: для проникновения капитала в сферу производства нужны определенные общественные отношения, и прежде всего нужно было, чтобы владелец денег мог найти на рынке такой. ООО ар, который, будучи вложенным в производство других товаров, давал бы прибыль устойчиво и постоянно. Таким товаром оказалась рабочая сила - способность человека своим трудом создавать товары, которые обладают большей стоимости, чем стоимость самой рабочей силыили.

Превращение рабочей силы в товар стало возможным в условиях первоначального накопления капитала, что было подготовлено, с одной стороны, освобождением людей труда от крепостной зависимости, а с другой стороны"уво ильненням"от собственности на средства производства.

В результате всех этих преобразований коренным образом изменился способ соединения работника со средствами производства. На место внеэкономического принуждения к труду пришло другое: формально равноправный договор, в котором в участвуют два. Один из них - предприниматель, владелец средств производства, другой-работник, владелец рабочей силы. Однако второй при внешнем равенстве положения"договаривающихся сторон"не свободен в выборе условий договора. Отношения между работником и собственником средств производства окончательно приобрели экономического характера, что не могло не сказаться на всех других сторонах жизни обществства.

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодом ломки существующих пространственных и временных границ была эпоха. Возрождения. Она совпала с открытием. Нового. Света и с повторным от докрутить античного миру.

Рожденные развитием капиталистического уклада хозяйствования исторические сдвиги ослабляли ценности, которые"скрывали"человека. Средневековья к определенному сословию и той социальной роли, что, казалось бы, не м могла измениться ни при каких обстоятельствах. Особенно заметные изменения происходили в городах, где стремительно шло обогащение, которое сразу меняло социальный статус семей, обогатились, и вместе с тем часты были случаи полного разорения владельцев, которые считались процветающими.

Средневековья изживали себя. Все большее значение приобретали города и городские ремесленные связи, которые постепенно преодолевали все феодальные ограничения и нацеливались на частное предпринимательство, на эксплуатации ию наемной рабочей силы с целью получения новых доходов. В городах бурно протекала хозяйственная и политическая жизнь, формировались новые идеи и представления о достоинствах личности. Носителями этих идей и представлений лень были служащие в различных торговых и промышленных фирмах, чиновники государственных и городских органов управления, учителя, врачи, юристы, художники, скульпторы, поэты тощощо.

В ту эпоху человек стал рассматриваться не как носитель всяческих пороков, обязана посвятить свою жизнь искуплению"первородного греха", а как свободная личность, обладающая естественным правом на счастье не аскетичной на отказ от земных радостей, а полнокровная, насыщенная духовной и чувственной наслаждениями жизни признавалось единственно достойным человека. Именно благодаря постоянной и органической взаимодействия новых идеалов и ценностей еп охают. Возрождения смогла выдвинуть титанов мысли и создать неизбежны духовных ценностейті.

Вы знаете имена выдающихся деятелей. Возрождения, вероятно, не только из учебников истории, но и из других книг: вам известны много крупных открытий той эпохи. Однако в литературе несколько меньше говорится пр ро другом - о том, что неотъемлемой частью жизни и быта общества эпохи. Возрождения были астрология и магические действия. И это отнюдь не результат невежества, а скорее проявление жажды овладеть таинственными силам и природы. В ту далекую эпоху люди гадали на трупах, вызывали демонов, совершали магические обряды при закладке зданий, зарывали в землю ослов в засуху, надеясь вызвать дождь, верили в привидения, в"п. Оган"глаз, занимались хиромантией тощощо.

Еще одним проявлением эмоциональной жизни людей был авантюризм - страсть к приключениям. Так,. Безумный. Орландо (XV в), герой одной из поэм, который пытается помогать бедным и страждущим, преследует высокие и г глубоко человечные цели, в своих путешествиях встречается с различными чудесами, безрассудным любовью, его разум путешествует на. Луну и т.д.. В поэме фигурируют любовные напитки, волшебное кольцо, говорящие деревья скалы и т.п.. И все это воспринималось как вполне реальныхльне.

В жизни общества, выходившего из недр. Средневековья, гуманизм нередко шел рядом со страстями, произволом и жестокостью. Знаменитый флорентийский правитель, поэт. Лоренцо. Медичи (1449-1492), что считается жався крупнейшим покровителем искусств и наук, отбирал приданое девушек, казнил и вешал, отнюдь не пренебрегал интригами и сопутствующими им ядом и кинжалом. Цезарь. Борджиа (1475-1507), служивший для знаменитого мыслителя. Н. Макиавелли образцом идеального властителя и покровительствовал в свое время. Леонардо да. Винчи, обладал не только политическим талантом и энергией, но и беспощадностью: он убил собственного брат а отравил кузена, были на его совести и другие потерянные души. Да и сами титаны. Возрождения были далеко не идеальными с точки зрения нынешней нравственного поведения: они ссорились и дрались на дуэлях, супернич али друг с другом, полемика их пересыпана невероятными образами и обвинениюнями.

Напомним еще об одном факте, который связывается редко в нашем сознании с. Ренессансом, - об инквизиции. Эта судебно-полицейская организация католической церкви по борьбе с еретиками официально функционировала в. Испании с 1480 г, в. Италии - с 1542 г. Подсчитано, что за 150 лет в. Испании,. Германии,. Италии на кострах инквизиции было сожжено 30 тыс."ведьмьом".

Преступления и пороки характерны для всех эпох человеческой истории. Были они и в. Средние века, когда люди грешили и каялись в своих грехах, а покаявшись, снова грешили. В эпоху. Возрождения люди, делая наиболее дикие преступления, не каялись и поступали так потому, что судью они видели не в образе. Бога, а в мнении других людей, тоже грешных. Рождалась другая, вполне светская этика, которая отбрасывала страх перед. Богогом.

Однако, какие черты почитались в те времена, можно прочитать в трактатах. Леона. Баттиста. Альберти (1404-1472) о котором известный биограф деятелей. Возрождения. Джорджио напар писал так:"Был. Леоне. Баттиста человек й характера вежливого и похвальной, товарищем людей добродетельных, приветливым и вежливым л всеми без исключения, и прожил он свои: жизнь достойно и как подобает благородному человеку. Дог - и г ни и очень зрелого возраста, п др. доволен и спокоен, пошел в лучшую жизнь, оставив важную сливусливу".

Альберти воспевал хозяйственность, что понималась широко, как распоряжение собственной душой, телом и временем. Тело, думал он, должно быть здоровым, минным и красивым (это уже далеко от идеалов средневековья чя). Стоит владеть своими страстями, не нарушать душевного спокойствия завистью, сохранять веселое настроение. Время нужно распределять разумно, наполняя его трудом. Работа не должна быть тяжелой и виснет ажливою: здесь, как и во всем, важно знать меру. Отделка в доме должно быть не роскошным, я удобным, простой и лучшего качества, потому что добротные вещи прочнее и радуют окь око.

Леон. Баттиста. Альберти считал естественным стремление человека умножать багатсво, причем не только трудом, но и бережливостью. Расходы можно разделить на необходимые и необязательные, а последние на допустимые и б сумасшедшие. К необходимых затрат он относил содержание дома, поместья, ведение"дела", словом, все, что масс целью обеспечить семье комфорт и достойное положение в обществе. Щедрость допустима там где этого требуют понимания чести семьи, родинвщини.

Допустимые расходы эти покупки серебра, замечательных ковров, коней, книг, одежды. Эти расходы лучше не делать сразу, а откладывать для того, чтобы в случае осложнения отказаться от них или окончательно хорошо об бмиркуваты покупку. Тогда расходов будет меньше, а удовольствий больше. К сумасшедших затрат он причислял содержание толпы праздных нахлебников, паразитов, льстецов. Бережливость. Альберти рассматривал как гар анти независимости. Стоит держаться"золотой середины"между скупостью и швырянием денег на ветер. Такая"золотая середина"- умеренность. Деньги лучше вкладывать в имения, в иное дело, но избегать давать бор в борг.

несвойственной для. Средневековья чертой была вера в человека, в его необычайные возможности. В человеке, думал. Альберти, есть что-то от бессмертного. Боги. Активность, для которой порождена человек, потенциально безгранична. От днако для того, чтобы реализовать свои возможности, человек должен быть хозяином всего и все обращать в свою пользу. Активность в трудах. Альберти лишена религиозных мотивов: человек должен рас ховуваты прежде всего на награду и добродетельную жизнь на земле, а награды это состояние, любовь, уважение окружающих. В то же время. Альберти предостерегал от праздности, корыстолюбия, развязности и сварливостивості.

Формирование новых ценностей связано и с широким, сложным по составу участников социально-политическим и идеологическим движением против католической церкви. Реформацией охватили. Западную и. Центральную. Европу в XVI в. Идеологи. Реформации настаивали на том, что человек не масс потребности в посредничестве церкви для спасения своей души, он достигается только внутренней верой кожного.

В ряде стран в результате. Реформации католическая церковь утратили монопольное положение или оказалась в большой зависимости от государственной власти. Духовная диктатура церкви была сломлена

Нравственные идеалы. Возрождения развивались, видоизменялись в"мирской этике"пуритан (в переводе с лат чистота), характерными чертами которой были бережливость, трудолюбие, поклонение богатству, презирс ство к бедным, скупость. Пуритане отличались бесстрашием, упорством в достижении целей, религиозным фанатизмом, уверенностью в своей непогрешимости и избранности среди других людей. М. Вебер считал что пуританская этика сыграла немалую роль в становлении"духа капитализма", этики будущего обществства.