Учебники Онлайн


13 Концепции наций, рас и цивилизаций

Наука о нации Дж ВИКО

Основоположником философии истории. Нового времени является. Дж. Вико [96]. С поверхности исторического бытия он стремился выйти на уровень сущности, уловит постоянный закон исторических изменений -"ве ечную идеальную историю, соответственно которой протекают во времени все. Отдельные. Истории. Наций в их возникновении, движении вперед, состоянии, упадке и конце"[26и конце" [26].

Дж. Вико отмечал три типа времен: религиозные, героические (или"поэтические") и гражданские. Каждая из. ЭТИХ эпох имеет характер целостной формации со специфическими нравами, правоотношениями, особым ав вторитетом власти (легитимация), формой правления, способами общения и мышления. Под нравами. Дж. Вико понимал не только мораль, но и экономику. Он видел связь между экономикой и политикой, а также решаю щее значение борьбы сословий в динамике политических форм [96еских форм [96].

"Гражданский мир"с самого начала. Был основан"на двух вечных противоположных свойствах, вытекающих из природы вещей плебеи стремятся изменить государство, они всегда его и изменяют, а. Благородные все егда стремятся сохранить его"[26]. В результате аристократия сменяется демократией ("народной свободой"), которая со временем вырождается в анархию, и тогда, наконец, появляется монархия как единствен ное средство положить конец всеобщей распри. Однако пороки монархического правления приводят к разложению всей социальной организации и человечество возвращается к исходно пункта своего развития, нач иная цикл зановоу своего развития, начиная цикл заново.

Подчеркивая специфику. РАЗЛИчНЫХ исторических эпох,. Дж. Вико основной своей задачей считал обоснование идеи единства мировой истории, хотел найти (и в какой-то степени нашел) существенно общее и повторю яющееся в истории разных народов и стран [96].

Наука о расах Ж Гобино И Л Гумпловича

Ж. Гобино предложили радикальной биологическое объяснение исторического процесса. Главным фактором цивилизации является"чистота расы", которую, однако, никогда не удается сохранить надолго. Отсюда и недо олговечность расцвета цивилизации"Этнические смеси"разрушают единство стиля жизни и приводят к"вырождению человека", а вместе с этим и к распаду всей социальной структуры [96аду всей социальной структуры [96].

Ж. Гобино постулировала неизменную"иерархию рас": негры всецело чувственный и неспособны к рациональному самоконтроля, желтая раса проникнута утилитаризмом, и потому ей неведомы героические порывы и выс соки достижения. Единственной"исторической расой"является белая. Она"первоначально владел монополией на красоту, ум и силу"Где бы и когда бы ни возникали цивилизация (по мнениям. Ж. Гобино, их было д есять), в ее рождении обязательно принимала участие"белая кровь"[96; 139; 140частие "белая кровь" [96; 139; 140].

Но и белая раса неоднородно: она представлена ??тремя вариации -"хамиты","семиты"и"яфетиды"Первые две оказались менее жизнестойкы и быстро. Смешались с черной расой; из яфетидов. Ж. Гобино превознос сит"семейство арийцев", с которым связывает все лучшее, что есть на. Земле. Это. Прирожденная"раса владыка", физически наиболее сильная и привлекательная, ей свойственны. Исключительная энергия, бесстраш ие и созидательный гений. Сознавая свою уникальность, арийцы, считал. Ж. Гобино, заботились о сохранении чистоты породы, следствием чего была жесткая иерархия социальной жизни (например, кастовый строй. Д ревностным. Индии) [96ной жизни (например, кастовый строй. Древней. Индии) [96].

В отличие от. Ж. Гобино, польско-австрийский социолог и правовед. Людвиг. Гумплович (1838-1909) трактовал человеческие расы главным образом как социокультурное, а не биологическое явление. В работе"Расовая ая борьба"(1883) он ввел понятие"Этноцентризм", впоследствии вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Предметом социологии. Л. Гумплович считал исследование социал ьных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующим все человечество [36-38; 96человечество [36-38; 96].

Взаимоотношения групп. Л. Гумплович характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т е группами, о бъединеннымы физико-антропологических и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри го сударства между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Основными причинами социальных конфликтов. Л. Гумплович считал экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей ценностей [96й [96].