Учебники Онлайн


Развитие платоновских идей в учении Х Ортега-и-Гассет

Духовная аристократия и духовный плебс

Х. Ортега-и-Гассет разделил человечество на два основных типа по принципу: духовная аристократия - духовный плебс. Выведенное им определение - духовность - не имело ничего общего ни с классовостью, ни с с сословностью. Подлиннымы аристократами он считал носителей духовных ценностей нации и общества в целолом.

Человек аристократический, или благородный, по. Платону, - тот, у которого преобладают высокие начала души -"золотое"и"серебряное"(т е. Разум и. Мужество) и кто всегда"держит под контролем"третье - - низкое, вожделяющее ("медно-Железное"), при этом разумное начало всегда стоит выше мужественно,"серебряного"(или яростно). На этом тройственном делении и строитсЯ платоновская социальная утопия идеального государства, где каждому классу - правителям (философам), воинам-стражам и работникам хозяйства - соответствует определенное начало души. Х. Ортега-и-Гассет на основании этого открыл своеобр азный социальный закон: определенные нравственные свойства души. НЕ связаны безоговоеленные нравственные свойства души не связаны безогово-

Схема социальной философии. Платона

Рис 12. Схема социальной философии. Платона

РОЧНО с определенными сословием, в котором человек появился на свет"Золотое"или"серебряное"дитя может родиться у родителей-ремесленников или земледельцев. И наоборот. Таким образом, аристократизм дух ха внесословен [43; 83ха внесословен [43; 83].

Восстание масс

Исходным моментом в изучении X. Ортегой-и-Гассетом глобальной социальной проблемы духовной аристократичности стал повсеместный для. Европы исторический факт - активизация усредненному человека толпы, ил ли, по находчивому выражению испанского философа, восстание масс. Основные признаки и последствия этого - скученность как доминанта во всех проявлениях общественной жизни, триумф гипердемократиы (масса з ватывает авансцену социальной жизни), потеря индивидуальности; игнорирование основных принципов разума, отсутствие начал. Гражданской законности, отрицание общепризнанных норм культуры, господство"масс совой культуры", распространение насилия как следствие повсеместное безнравственностиавственности.

На фоне этого явления - восстания масс - X. Ортега-и-Гассет развили собственную идею общественного идеала - аристократичности духа

аристократичности духа

Аристократ, по определению X. Ортеги-и-Гассе-и, - человек, предъявляющих высокие требования к себе в отличие от человека массы - человека-пользователя, человека-потребителя, человека-обывателя. Жизнь бы благородная состоит в служение не по принуждению, а в силу внутренней потребности. Самодисциплина является внутренним стержнем, на котором крепится аристократическая духовная стойкость. Человек элиты - это человек энергиргии.

Лучшие. Представители человечества,. Считает X. Ортега-и-Гассет, несут и утверждают лучшие идеи. Это и есть ортегианское учение об аристократизма человеческого общества. Лучшие. Представители общества - это в его позвоночник, остов нации. Нация - это,. Согласно X. Ортега-и-Гассет,"человеческая маска,. Организованная и структурированная меньшинством избранных индивидов"[83]. Разложение аристократии равнозначно р аспаду общества. При этом аристофобия - опасный синдром,. Угрожающий здоровью всей нациоровью всей нации.

Типология лучших

Общество нуждается в. РАЗЛИчНЫХ типах лучших людей. Для достижения такой цели внутри аристократического ядра происходит"распределение обязанностей"В результате получаются следующие социальные роли: е ерой; интеллектуал (философ, деятель культуры и науки); политик. Герой - двигатель истории, человек, не мирящийся с действительностью, твердо решивший изменить ее к лучшему, средоточием волевых порывов аккумулятор энергии многих. Это"серебряное"призвание [43ное" призвание [43].

С"золотым"предназначением несколько сложнее. Его носитель, во-первых, интеллектуал (интеллигент, деятель культуры), миссия которого заключается прежде всего в аргументированной критике, и, во-вторых,, философ как таковокак таковой.

Применяя платоновскую терминологию, можно сделать следующий вывод: разумное ("золотое") начало и яростны ("серебряный") дух постоянно балансируют, поддерживаю взаимное равновесие. Существует определен нная попеременность в присутствии в одной и то же душе (и соответственно в обществе) то"золотого", то"серебряного"начала. Повышенное внимание к герою в определенную эпоху отодвигает на задний план интеллектуала, и наоборот на задний план интеллектуала, и наоборот.

совпадение профессии и призвания

Это идеальное сочетание"золотого"и"серебряного"начал: возникает фигура героя-интеллектуала,. Который должен самоопределиться. Миссия - призвание - обязанность - так расшифровывается цепочка:. Избранного ность - аристократичности - привилегированность [43вилегированность [43].