Учебники Онлайн


Резюме

В учении. Платона и его последователей также прослеживается аналогия с. Основными периодами исторического процесса,. Которые соотносятся с попеременной сменой доминирования основных социальных сословий ( (Платон и его последователи. Различают три сословия -"золотое","серебряное"и"медно-Железное",. Которые соответствуют трем душевным началам - раз,. Воле, чувствами и трем общественным началам -. Сове щательному (духовная сфера), защитного (военно-политическая сфера) и деловому (материальное производство)). Здесь проявляется едва ли не первая попытка комплексного рассмотрения социальной истории с фи лософских, социологических и психологических позициеских и психологических позиций.

Главной причиной разделения общества на сословия. Платон считал разделение труда, т е дифференциацию специфических социальных функций, когда одно сословие занимается преимущественно духовной деятельнос стью, другое - политической, третье - материальным производством. Основой такого разделения труда и соответственно социальных сословий являются индивидуально-психологические особенности людей, проявляю щиеся прежде всего в их. РАЗЛИчНЫХ способностях и личностной направленности. Таким образом,. Платон выявили взаимосвязь психологической структуры индивида, включающей в себя мыслительную, волевую и эмоцио нальную сферы, и социологической структуры общества с его. Основными сферами - духовной, политической и материальноьной.

Факторы исторического развития, движущие силы периодических общественных изменений. Платон. Делиль на. Субъективные (касающиеся прежде всего духовной и экономической сфер) и объективные (касающиеся прежде е всего политической сферы, когда лучшие сословия по не зависящим от них причинам уступают лидирующее положение все более худших). Отсюда круговорот форм социального управления: от власти духовной арис тократиы к тирании представителей низшего сословийя.

Ученик. Платона. Аристотель,. Рассматривая человека как существо общественное, также считал наилучшим формами общественного устройства аристократию, монархию и"политией"(умеренная демократия), а наихуд дшимы - олигархия, тиранию и охлократия (власть толпы) [94]. Здесь. Аристотель указывал на три последовательно сменяющиеся формы правления духовной аристократии, светской аристократии и третьего сословий я, а также их возможные извращения в виде узурпациы власти небольшой социальной группой (олигархия), деспотом (тирания), толпой и массами (охлократия). Иными словами, каждому социальному слою соответст вует определенная форма правления, имеющая свою"норму"и"патологиюму" и "патологию".

Равновесие в обществе, необходимое для его нормального функционирования без необратимых изменений, обеспечивается,. Согласно. Платону и его последователей

благодаря постоянному балансированию разумного ("золотого") и волевого ("серебряного") начал. При этом существует определенная попеременность в присутствии в одной и то же душе и соответственно в обще естве то"золотого", то"серебряного"начал. Разумное начало всегда стоит выше волевого, но при доминирования"серебряного духа"в обществе происходит замена духовной аристократии светской (монархией) а при доминирования"медно-железного", чувственного начала - замена аристократии третьим сословием (демократией). Периодическая смена душевных (психологических) состояний и форм общественного устройст ва происходит объективно, т е помимо воли людивенного устройства происходит объективно, т. е. помимо воли людей.

Таким образом, трем психическим сферам (мыслительной, волевой и эмоциональной) соответствуют три социальные сферы (духовная, политическая, материальная), а им вместе - три основных сословия (духовная аристократия,. Светская аристократия, трудящиеся), деление которых исторически обусловлено выполнением. РАЗЛИчНЫХ социальных функций, требующих. РАЗЛИчНЫХ индивидуально-психологических особеннос.