Учебники Онлайн


Рождение этносов (по Л Гумилева)

Люди объединяются по принципу комплиментарность комплиментарность - это. Неосознанная симпатии к одним людям и антипатии к другу. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения, по мнение ученого, подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарного признаку. Принцип комплиментарность фигурирует и на уровне этноса, именуясь патриотизма, ибо нельзя любит народ, не считают его предкоков.

Итак, рождению любого социального института предшествует объединение какого-то количества людей, симпатичных друг другу, в консорции. Начав действовать, они,. Связанные избранное ими целью и историческо ой судьбой, вступают в исторический процесс не каждая из консорций выживает. То немногие,. Которые доживают до естественной утраты повышенной активности, но сохраняют инерции тяги друг к другу, вступают в фазу комплиментарного объединения (конвиксию). Эти группы объединяет быт, и в благоприятных условиях они достаточно устойчивы. Однако сопротивляемость среде у них, образно говоря, стремится к нулю, и они рассредоточиваются среды окружающих консорций [35 [35].

Энергия живых систем

Из сказанного очевидно, что этносы являются биофизическими реальностями, всегда облаченнымы в ту или иную социальную оболочку. Как и все"живые системы", в основе они энергетические. Эту форму энергии. В. В. Вернадский назвал биогеохимической энергией живого вещества биосферы: это энергия, которая получена растениями путем фотосинтеза и затем усвоена животными через пищу. Эта энергия заставляет все живое расширяться путем размножения в возможного предела;. Земля не переполнен живым только потому, что эта энергия разнонаправлено, и одна система живет за счет второгоза счет другой.

Если двигатель событий - энергия, то она должна вести себя. Согласно всем энергетическим законам, т е переходит в другие формы энергии. Очевидно, каждая живая личность создает вокруг себя какое-то напр ряженые, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей. Отсюда в основе этнического деления лежит разница поведения особей, составляющих этнос. Поскольку лица определенного настр оя взаимодействуют, то, естественно, возникает одностройная поведенческая целостность, воспринимаемая наблюдателями как нечто новое, необычное, не свое. Но как только такое пассионарное поле возникло оно тут же оформляется в социальный институт, организующем коллектив пассионариев: общину, философскую школу, жену, полис и т д. При этом охватываются лица не пассионарные, а получившие тот же след рой путем пассионарной индукции консорции преображается в этнос,. Который при расширении покоряет (политически или морально) другие этносы и навязывает им свой пассионарные ритм. Поскольку. Этот ритм нак ладывается на иные ритмы, полной ассимиляции не происходит и возникает суперэтнос - этническая галактика, объединяющая группы этносов в целостности высшего порядка [35рядка [35].

Пассионарность

Итак, неравномерность распределения биогеохимической энергии живого вещества биосферы за длительное историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в раз зных регионах. Эффект, производимые вариации. Этой энергии, как особое свойство характера людей,. Л. Гумилев называет пассионарностью. Пассионарность (от лат passion - страсть) - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленной на достижение какой-то цели"Так, в середине VIII в в. Италии вокруг. Ромула. Акула 500 бродяг положив начало римлянам; так же. Акула сподвижники вокруг царя. Давида в XI в до н э, а люди"длинной воли"- вокруг. Чингисхана, бароны - вокруг. Карла. Великого и т д"[35]. Из. ЭТИХ и подобных конс орций постепенно вырасталы сначала субэтносы, потом этносы и, наконец, суперэтносм этносы и, наконец, суперэтносы.

Большая система может создаваться и существовать только за счет энергетического импульса, производящего работу, благодаря которой система внутренне развивается и способна сопротивляться крушение. Этот эффект энергии. Л. Гумилев назвал пассионарным толчком. Согласно его наблюдению, новые этносы возникают не в монотонных ландшафтах, а на границах ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов, гд е неизбежна метисация (т е процесс этнического смешения). Равно благоприятствует пусковым моментам этногенеза сочетание. РАЗЛИчНЫХ культурных уровней, типов хозяйства, несходных традиций, т е принцип ра знообразия эндогамии консервирует этносы, а экзогамия действует наоборот. Механизм. ЭТИХ процессов такой: взрыв пассионарности создает в многих особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, в собы нервно-психический настрой, являющийся поведенческих признаком. Этот признак связан с повышенной активностью, но характер ее определяется местными условиями: ландшафтнымы, этнокультурными, социал ьнымы, а также силой самого импульса. Вот почему все этносы оригинальный и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны [35 сходны [35].