Учебники Онлайн


15 Теория культурно-исторических типов

К. Этой теории относятся философско-социологические концепции,. Которые подчеркивают существование множества. РАЗЛИчНЫХ культур, своеобразие каждой из них и вместе с тем отрицают единство всемирно-истори ического развития человечества [55.

. Таблица 11. КЛАССИФИКАЦИЯ религий

Религия

Время возникновения

Основатели

Распространение

Источники

Цель

Пути спасения

Социальные слои

Базовые ценности

Основное содержание

Индуизм

I тыс. до н э

Мифические персонажи

Индия

Веды

пураны

Бхагавадгита

упорядочение мира

Ритуальные и социальные действия

Жречество

Бескорыстное

исполнение

долга

Соблюдение кастовых правил, следование закону воздаяния (кармы)

Иудаизм

I тыс.

до н э

в Палестине

Моисей

Среди евреев (Израиль и США)

Талмуд, Тора

Соблюдение установленных законов

С помощью посредника

Жречество (духовенство)

Религиозная деятельность

Вера в богоизбранность Израиля и его народа

Зороастризм

Х-У1 вв до н э

Зара-туштра

Средняя Азия, Иран

Авеста

Содействие победе Добра над Злом

Ритуальные и социальные действия

аристократии

Победа Добра

Противопоставление Добра и Зла, борьба между которымы составляет содержание мирового процесса

Конфуцианство

VI в до н э

Конфуций

Китай

Трактат"Лунь юй"

Организация мира

Ритуальные и социальные действия

аристократии

Политическая деятельность

Нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок

Буддизм

У1-У вв до н э в Индии

Будда

(Гаутама)

Юго-Восточная и Центральная Азия

Элементы брахманизма достойной религий

самосовершенствования

Собственные

действия

Монашество

Аполитичность, неприятие мира

Учение о четырех истинах: есть страдание, его причины, состояние освобождения и путь к нему

Христианство

I в н э

в Палестине

Христос

Европа, Америка, часть Африки и Австралии

Библия

Исправление мира

С помощью посредника

Ремесленники

городские

сословия

Социальная деятельность и самосовершенствования

Вера в Иисуса Xриста как Богочеловек и Спасителя мира

Ислам

VII в н э

в Аравии

Магомет

Ближний и Средний Восток

Коран

Улучшение мира

С помощью посредника

Торговое сословие, бедняки

Религиозно-

политическая

деятельность

Поклонение едином богу Аллаху и его пророку Магомету

Магия

Доисторическое время

Мифические персонажи

Архаические общества и деклассированные сословия

Мифы

Умножение производящих сил природы

Ритуально-

культовые

действия

Охотники, рыболовы, собиратели и ранние земледельцы; люмпен-пролетариат

потребительская деятельность и продолжение жизни

Обряды, Связанные с верой в сверхъестественную способность человека (мага, колдуна) воздействовать на людей и силы природы

Концепция Н Данилевского

Один из первых вариантов теории культурно-исторических типов разработал. Н. Данилевский,. Выделив. Тринадцать культурных типов (египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийского, индийский, иранский, евр рейский, греческий, римский,. Аравийский, романо-германский, славянский,. Мексиканский и перуанских), каждый из которых объединяется близостью языка, сознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку [55]. При этом в разных культурных типах преобладает тот или иной вид деятельности: религиозная - в еврейских ой культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской. Славянский тип культуры, по. Н. Данилевскому, объединяет различные виды деятельности, будучи наиболее перспективным в грядущем руководстве всемирно-историческим процессом [41; 55 55].

Таким образом, в рамках. Славянофильство была сформулирован концепция культурно-исторических типов. Н. Данилевского, во многом предвосхитившая идеи. О. Шпенглера [96]. В. Известно труде"Россия и. Европа. Вз згляд на культурные и политические отношения. Славянского мира к. Германо-романский"(1871) выдающийся русский социолог выделил. Тринадцать культурно-исторических типов (или локальных цивилизаций), кото рые различаются полнотой воплощения социальной деятельности (религиозной, культурной, политической, экономической) [96мической) [96].

Н. Данилевский рассматривает цивилизацию как некоторый период (т е сравнительно короткое время), в течение которого народы, составляющие культурно-исторический тип, укрепив свое существование как самоб бытную политическую единицу, осуществляют социальную деятельность во всех направлениях,. Исходя из задатков, имеющихся в их духовной природе. Это"время растраты"всего накопленного за предыдущую историыдущую историю.

Согласно одному из важных законов существования культурно-исторического типа,. Считает. Н. Данилевский, заимствовать у других типов можно только находящееся"вне сферы народности", т е вне того главного, что определяет данную национальность (выводы и методы положительной науки, технические приемы усовершенствования искусств и промышленности). Народ, принявших чужие начала культурно-исторического типа, из самостоятельного исторического деятеля превращается в этнографически материал [96 материал [96].