Учебники Онлайн


Варианты теории культурно-исторических типов

Другие варианты теории культурно-исторических типов ни были развиты немецким философом. О. Шпенглером, английским историком и социологом. А. Тойнби, немецким философом, социологом и экономистом (братом. М. Веб бера). Альфредом. Вебером (1868-195858).

По мнение названных авторов, человечество в целом есть жизненный процесс. Оно растет, достигает расцвета, стареет и умирает. Однако это воспринимается. НЕ как единое развитие человеческого рода, а как мн ногократный, повторяющийся процесс развития человеческих культур, существующих последовательно или параллельно [1344].

Из чисто природного человеческого существования вырастают наподобии организмов культуры как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец;. Они не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться и м мешать друг другу. О. Шпенглер насчитывает восемь,. А. Тойнби - 21 подобное историческое образование. Первый определяет время существования культуры в тысячу лет, второй. Считает, что оно не может быть арифметический в определено. Согласно. О. Шпенглеру, существование каждой такой культурной целостности определяется необходимостью некоего тотального процесса,. А. Тойнби проводит многостороннее исследование социологичес ких аспектов причинных связей, и целое в его концепции также предстает как некий. Необходимый процесс. Основываясь на своих концепциях истории как целостности, оба исследователя прогнозируют будущее [13 4ее [134].

В работе"Закат. Европы"О. Шпенглер противопоставляет цивилизацию как искусственное образование культуре как естественному развитию социальных систем. Цивилизация, по его мнение, означает гибель культур ры, переход от"героических деяний"к"механической работе"Она провоцирует бунт, грядущую революцию, гибель. Европы. Культура в мировоззрении. О. Шпенглера трактуется как"организм",. Который обладает жес тким сквозным единством, обособлен вот вторая подобных организмов. При этом каждому культурному организму отмерено заранее. Определенный (около тысячелетия) срок, зависящим от внутреннего жизненного цикла [134; 144; 145т внутреннего жизненного цикла [134; 144; 145].

Многотомное энциклопедическое исследование. А. Тойнби"Исследование истории"(1934-1961) содержит теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникн новения, роста, надлома и разложения. Движущая сила их развития - курсовая элита. Удачно. Отвечая на"вызовы истории", творческое меньшинство увлекает за собой большинство. Оригинальность"вызовов"и"в тветов"составляет своеобразие тот или иной цивилизации. Прогресс человечества. А. Тойнби усматривал в духовном совершенствовании, в переходе к единой синкретической религии будущего [134; 147ной синкретической религии будущего [134; 147].

Помимо. О. Шпенглера и. А. Тойнби оригинальную всеохватывающую картину исторического развития дал в нашу эпоху. А. Вебер. Его концепция универсальной истории - культурная социология - остается по существу оч чень открытой [134]. В. Этой концепции представлен всемирно-исторический процесс,. Который он расчленяет на культуры первичные, вторичные первой и второй ступеней и доводить до истории западноевропейской экспансии, идущей с 1500 г. Так,. А. Вебер относит великие культуры древности - египетскую и вавилонскую - вместе с поныне существующими культурами. Китая и. Индии к одному типу первичных, остающихся неист орическимы магически связанных культур, которыми противостоят вторичные, существующие только на. Западе культуры. Исторически конструкция. А. Вебера исходит из следующего принципа:"Показать, как в рамках развития в целом формировались и сменялы друг друга замкнутые культуры"Поэтому он решительно выступает против оперирования эпохами,. Которые он. Считает"лишеннымы содержания перспективами"[134; 149-1 52пективами" [134; 149-152].

Рассмотрим несколько подробнее взгляды. О. Шпенглера,. А. Тойнби и. А. Вебера,. Изложенные в их оригинальных концепциях