Учебники Онлайн


Лекция 2 социологии ПРАВОВОЙ нормативностиИ

нормотворчества

Процесс первоначального создания социальных норм называется нормотворчеством. Он имеет две социокультурные модели - мифологическую и историческую. Так, в древних мифах эпохи первичного нормотворчества н нормы привязаны к фигуре конкретных культурных героев, соединявшей в себе человеческую природу с божественной. Они закладывалы основания упорядоченно, организованного социального бытия, давали людям первые уроки законопослушный поведения. Культурный герой - это антропоморфная микромодель. Бога-творца и законодателя. Он выступает в качестве посланника,. Который, как, например,. Моисей, принес своему народа скрижали с данными. Богом десятью заповедямедями.

В культурном герое могут сочетаться черты нормотворцы и отрицателя. ЭТИХ норм. Второе связано с его периодически выступлениями в роли трикстера - озорно плута,. Который своими выходкамы испытывает пр рочность данных им же законоустановлений смеясь над законами,. Нарушая их в определенные моменты, трикстер не имеет цели разрушить созданный им социальный порядок. Его задача - дать людям временную возм ожность выплеснуть накопившуюся витальную энергию, сдерживаемую социальными нормами, и затем вернуть их в прежнее законопослушное состояниние.

Вторая, социально-историческая, рациональная модель нормотворчества соотносится с деятельностью специальных общественных институтов и в первую очередь государственных властных структур, обладающих зак конодательнымы полномочия.

нормотворчества в области права именуется правотворчеством, включающий несколько этапов: 1) законодательная инициатива, 2) стадия подготовки законопроекта, 3) рассмотрение и обсуждение подготовленного в законопроекта, 4) его принятие, 5) максимально широкое обнародования закон.

Нормы права

Правовые нормы являются одним из важнейших средств по обеспечению социального порядка и по придание общественным отношениям цивилизованного характера. Они призваны оберегать индивидов, общество, госуда арство от наиболее опасных видов зла, от произвола и насилия. Если в науке явственнее всего выражено интеллектуальное начало, в искусстве - художественное, то в правое - волевое. Право выступает как воля высшей светских авторитетов, воплощенная в их властно-регулятивных акциях, в системе норм и законов, направленных на поддержание общественного порядкдка.

Особенность социально-волевого начала состоит в том, что в нем доминирует пафос долженствования. Высшие светские авторитеты, и в первую очередь государство, не склонны принимать социальную действительно ность как некую застывшую данность. Они постоянно предъявляют к ней разнообразные требования, энергично. Настаивают на их выполнении, стремятся подчиня своей воле и держать под постоянным контролем ва жнейшие проявления общественной жизни. Это позволяет говорит о том, что право имеет не только волевой, но и властный характер. Подчиняя своей воле граждан, оно не только требует,. Чтобы его предписания исполнялись, но и умеет добиться их выполнения. Для этого оно располагает аппаратом принуждения, контролирующем соблюдение правовых норм и наказывающим за их невыполненынение.

Нормы права в их долженствовательной форме пребывают как в общественном, так и в индивидуально правосознание, которое представляет собой совокупность духовно-интеллектуальных, эмоционально-чувственные ых и волевых свойств, позволяющих человеку существовать в сложной системе реальных социально-правовых отношений, адаптироваться к ним, пользоваться их преимуществами и поддерживать их стабильность соб ственным духовно-практическими усилиям.

Выступая в качестве способности и готовности субъекта к законопослушный поведению, правосознание предполагает: а) понимание субъектом. Объективной необходимости в правовой оформленносты и упорядоченно ости социальных отношений

б) уверенность в способности права и закона обеспечить. Должны социальный порядок;

в) уважение к авторитету законной власти;

г) сознание и чувство ответственности перед необходимостью соблюдения норм права;

д) наличие достаточно сильной воли, позволяющей субъекту противостоять внешним влияниям и внутренним искушения, толкающим его на путь правонарушений.

стабильный цивилизованный правопорядок не может держаться на одном. Лишь внешнем принуждении. Более надежным его оплотом служит развитой, зрелое правосознание граждан. Поэтому цивилизованные государства заинтересованы в создание условий, необходимых для развития духовно богатых индивидуальностей и для зашиты их прав и свобод. В свою очередь, личность с развитым правосознанием склонна рассматривать св ои свободы и права как необходимое условие ее цивилизованных, то есть наполненных взаимоуважением и взаимное ответственностью отношений с государствовом.

Обычно норма права определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, имеющее трехзвенную структуру - гипотезу (описание тех обстоятельств, при которых следует руководствоват ться данной нормой), диспозиции (указание на то, каким должно быть социальное поведение) и санкцию (описание мер воздействия, применяемых к лицам, не соблюдающим предписания данной правовой нормы.

Норма права всегда авторитарная, императивно, категорична. Она не просит правоспособного субъекта выстраивать. Свои отношения с социальным окружением определенными образом, а требует. При этом ее безапелля яционная требовательность основывается не только на авторитете и силе стоящего за ней государства, но и на признании ценности того социального опыта, что сосредоточен в ней. Многие поколения людей вход е их практической и духовной деятельности собирал по крупицам. Этот опыт,. Который в итого приняла жесткую, почти кристаллическую форму универсальной поведенческой моделели.

Каждая норма права содержит в себе скрытой предположение о том, что ее соблюдение необходимо для поддержания социального порядка как состояния, оптимального для исполнения индивидами и сообществами вс сех жизненно важных функци.

Правовая норма по своему ценностно содержанию представляет собой единство сущего и должного. То есть она не только отображает существенные черты фактических общественных отношений, но и фиксирует име еющуюся тенденцию цивилизационно развития данной социальной системы. Обе. Эти стороны соединяются в правовой норме и обретают вид типовой формулы социального поведения, отвечающего интересам общества и государствва.

Широта социального содержания правовой нормы такова, что она не только предписывает, обязывает и запрещает, но и позволяет, разрешает, дает право, косвенно указывает на широкое пространство социальной и свободы, находящееся в распоряжении субъекта правоотношений. Это обстоятельство издавна обрела вид классического положения о том, что в условиях цивилизованного правопорядка разрешено все, что не зап рещено законом.

Социология не располагает средствами, при помощи которых норму права, как таковую, можно было бы зафиксировать эмпирически. Будучи идеальной по своему содержанию, она существует не во внешнем социально ом пространстве, а только. Лишь во внутреннем пространстве человеческого духа, то есть в общественном и индивидуального правосознания. Однако, в правовой социологии есть возможности исследовать противоре чья между нормативно-правовыми требованиями и реальными поведенческих отклонениями от ниих.

М. Вебер ввел в аналитический инструментарий социологической теории понятие идеального типа, которое позволяет пролить дополнительный свет на содержание нормы права. Идеальный тип - это. Воображаемая, ум мозрительная модель того или иного социального формообразования, возникающая в результате отвлечение, абстрагирование от конкретного эмпирически содержания данного явления. Если говорит о норме прав а то она представляет собой идеальный тип должного социального уведеныния.

Правовое и неправовое, законопослушное и девиантного-Криминальное поведение может пребыв в различной степени удаленности от нормативного образца, от идеальной модели требуемого законом поведения социо иологические методы позволяют. Фиксировать как возможные несовпадениям с образцами такого рода, так и имеющиеся совпадения с ними. В последнем случае предметом эмпирически анализа. Явится опять же не пр авовая норма сама по себе, а. Нормативное поведение людей, отвечающее ее требованияям.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что социология права не может быть сугубо эмпирическое дисциплиной, что в ее структуре обязательно присутствие теоретического и метасоциологического уровне ей. Только там, где социология вплотную приближается к социальной философии, в нее появляется возможность получить представление о сущности правовой нормы как идеальном формообразования, реально присутствии ствующих в духовно-практической жизни людий.

Зачастую даже религиозно-нравственные запреты, идущие как бы свыше (религиозное сознание уверено, что их источником является. Бог), действуют в социальной жизни через механизм права. Запрет приобретает вид самопредостережения:"Могу переступит черту дозволенного, но не переступлю, потому что боюсь уголовного наказания"То есть право и государство. Способны выступать в глазах верующего проводниками воли. Бога. Там, где сугубо религиозные и этические предписания. НЕ срабатывают, включается третья нормативная система защиты социума от недолжных, разрушительных форм поведения. Право как бы страхует инд ивида от опасных искушений, приходит ему на помощь в критические моменты его жизнизни.

Когда норма права, как. Идеальная форма, умозрительная модель требуемого поведения, исчезает из индивидуального правосознания, оно с неизбежностью оказывается перед угрозой катастрофического самораспад да. Императивное, ценностное, смысловое содержание правовых норм вносить в правосознание общества и личности. Необходимую структурности, ас ней субъектам сообщается определенная устойчивость, способность противостоять разнородным искушения деструктивной, асоциальной направленностии.

Нормы права можно с полным основанием рассматривать как первоэлементы социально-правовой реальности. Сочетаясь между собой в различные конфигурации естественно-правового и позитивно-правового характера а они создают нормативные пространства с различными степенями цивилизованности. Предписывая индивидам вести себя в обществе определенными образом, они помогают им адаптироваться к динамике меняющихся с оциальных обстоятельств, избегать острых, гибельных конфликтов с окружающей общественной средеой.

Все правовые нормы подразделяются на категорические и гипотетические. Первые. Имеют вид абсолютных, безусловных требований и характерны прежде всего для естественного права. Они оберегают права человека на жизнь и свободу, защищают его достоинство. НЕ. Имея в своем содержании гипотез, они действенные при любых обстоятельствах и не признают. Никаких исключений. Благодаря им право поддерживает. Свои связи с более древними по своему происхождению религиозными и нравственными нормативными системаммами.

Гипотетические нормы действенный. Лишь при определенных условиях:"Если. А, то. В"Они составляют содержание позитивного права. Из них складываются конкретные законодательства в конкретных государствах, ко оторые их устанавливают и настойчивей проводят в жизннь.