Учебники Онлайн


Объект и предмет социологии права

Содержание права многомерно и может рассматриваться в самых разных аспектах - метафизический (учитывающим его связанность с сверхфизическимы первоначало бытия), космологическими (апеллирующей к унив ерсальным законам мирового порядка), натуралистического (идущей от закономерностей природного мира, внутри которого существуют общество, человек и правовая реальность), антропологический (восходящем к законам человеческой природы) и т д. Среди них на равных присутствует характерный угол зрения, позволяющий выявл в первую очередь социальное содержание права сосредоточенность познавательных усилий только на нем и приводить к появлению. Отдельной теоретической дисциплины - социологии правава.

Можно твердо и однозначно утверждать, что социология права интересуется. Исключительно социальным содержанием права. Все же остальное, чем богато право и что является его. Неотъемлемой принадлежностью, о остается за скобками внимания. Этой познавательной отрасли. Для нее важны. НЕ социальные реалии как таковые, а то, что они значат для развития права, как они сказываются на его функционировании, играют п озитивную или негативную роль в его социально-исторической судьбыбе.

Для того. Чтобы точнее определиться с суть и спецификой исследовательских ориентации правовой социологии, необходимо провести. Разграничение между ее объектом и предметом. Эта методологическая процедура а в данном случае совершенно необходима, ибо она позволяет достаточно отчетливо очертя границы ее проблемного поля.

Объектом исследовательского внимания для социологии права является правовая реальность. И в этом отношении она может считать себя наукой, родственной таким дисциплинам, как правоведение и философия пра ава, поскольку это и их объект. Правовая реальность, существуя в единственно числе в контексте мировой цивилизации, является общим объектом указанных наук. Для того. Чтобы разграничить их сферы влияния на одном теоретическом пространстве, вводится понятие предмета для каждой из них. С определения своего предмета начинается теоретическое самоопределение любой науки, и социология права не составляет ис ключения. Эй важно иметь представление о своем предназначении и знать, что она в своем роде незаменима, что у нее есть собственные задачи,. Которые при исследовании правовой реальности не смогут решить ни сугубо юридические, ни общефилософские наукнауки.

Для социологии права ее предметом являются социосфера права и социальное в правое, то есть все то в правоотношениях и в правосознание, что возникает под воздействием общества, его структур и институтов в социологии права в первую очередь интересует внутренняя логика процессов генерирования социумом норм, ценностей и смыслов, составляющих содержательной ядро ??права. Эй важны то социальные противоречия чье возникновение, обострение и разрешение образует. Социодинамика права на институциальном уровне макросоциосферы и субъективно-личностном уровне микросоциосфер. То есть для социологической теории пра во предстает как сложнодинамическая система, развивающаяся и функционирующая в социальном пространстве и историческом времени, то есть зависящая как от ее географического местоположения, так и от типа социума, от уровня культурно-исторической развитосты структур общественного и индивидуального сознанийния.

Современные социогуманитарные науки сегодня часто пользуются понятием хронотопа, введенным русским ученым. М. Бахтиным и обозначающий единство временных (хронос) и пространственных (топос) характеристик к исследуемого предмета. Для социологии права крайне важно уметь взглянуть на право именно в свете категории хронотопа и увидеть, как сдвоенная печать социального времени и социального пространства лож ищущий на его структуры, оттискивается на его содержании и формах, привносит в каждый новый момент, в каждую следующую точку нечто особенное. Иными словами, социология права призвана решать двуединую зада чу: исследовать правовые феномены и структуры в их условно-стационарного состоянии в качестве уже определившихся к настоящему моменту и исследовать процессуально-динамические аспекты их существования их явное движение от чего-то к чему-то. Категория хронотопа дает социологии права возможность сдвоить оба. Эти измерения, приоткрывает такой проблемные ракурс,. Который в пределах самого правоведения. НЕ смог бы ни возникнуть, ни продемонстрировать. Свои познавательные преимуществства.

Социум - это сверхсложная метасистема, с которой право связано мириадами причинных зависимостей. Чтобы функционировать нормально, эффективно, право должно иметь представление об. ЭТИХ зависимости подобие бно том, как лиса знает свой лес, а карась свое озеро, право тоже нуждается в знаниях о своем непосредственном обиталище. И социология права выступает в данном случае в качестве социального самосознан ия правовой системы. Она добывает то знания о социуме, в которых непосредственно нуждается вся совокупность правовых механизмов. Это самосознание избирательно. Смотрясь в"зеркало"социологической саморегулирующаяся флексией, право видит то, каким образом универсальные, типические стереотипы социальности обретают разнообразные юридические форм формы.

Непосредственный интерес представляют для социологии права все то проблемы,. Которые связаны с прямой и обратной детерминацией правовых реалий, то есть с логикой воздействия социума на право и, с логик кой встречных влияния нрава на социум. Социология склонна предполагать, что все загадки права уходят корнями в тайны социума, в скрытые и. Явные противоречия его взаимодействий с правовой реальностью. Е сли учитывать, что противоречие - это универсальная структура, присутствие которой можно обнаружить в любом фрагментов реальности, независимо от его масштабов, то социально-правовую реальность тогда мо жно описать,. Используя категории противоречий, столкновений, конфликтов, антагонизмов и т. п.