Учебники Онлайн


Социум в с правовыми состоянии

Тема с правовыми, или естественного состояния, в котором могут пребыв человеческие сообщества, является. Классической для социальной мысли. Возникшая в. Лоне древних мифологий в виде преданий о древних х доисторических временах, она впоследствии заняла важное место в трактатах мыслителей, рассуждавших в проблемах генезиса цивилизацийи.

Аристотель утверждал в трактате"Политика", что общности людей, не имеющих государства, права и законов, являются наихудшимы из всех возможных. В них человек не может использовать данную ему природой у умственную силу в должных направлении. Естественное состояние способствует тому, что люди большей частью проявляют низменность. Своих пристрастий в дикости и нечестивости поведения"Если, - пишет. Аристо тель, - где-то до сих пор и сохранились еще такие естественные условия, то жить в них. Способны. Лишь существа, недоразвитые в нравственном отношении, либо же некие"сверхчеловека", живущие. Исключительно в войной и не признающие. Никаких законовов".

Аристотель отступает от устойчивой мифологической традиции изображения естественного состояния как"золотого века"с. Характерными для него картинами безмятежной идиллия и всеобщего благоденствия. Его в взгляд реалистичен и трезвом. Впоследствии именно такая трактовка естественного состояния будет преобладать в социально-правовых исследованиях европейских мыслителей,. Которые не могли не принимать во вни мание такую ??характерную для с правовыми состояния реалии, как"война всех против всех"вместе с присуща ей практикой вседозволенности, дикого разгул страстей и инстинктов,. Инцест, каннибализма, кро вной мести и т. д.

Спиноза характеризовал естественное состояние с позиций таких признаков, как отсутствие цивилизованности, нравственности, права, а следовательно, и критериев, позволяющих разграничивать добро и зло, с справедливость и преступления. А поскольку люди в таких условиях руководствуются в основном эгоистическимы. Вожделение и диктатом неконтролируемых аффектов, то отношения между ними окрашены большей ча стью в тона злой враждебностии.

Гоббс в своей книге"Левиафан"доправовое состояние изображает как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за с собственную жизнь и жизнь. Своих близких. Агрессивность, корыстолюбие, эгоизм предопределяют большую часть человеческих поступков. И когда разные люди, движимый сходными потребностями и желаниями, устройство ляются к одним и тем же предметам вожделений, предназначенных. Лишь для единичного обладания, то они неизменно становятся врагами. Между ними возникают враждебно-антагонистические отношения, не вписываю щиеся в рамки социокультурных норм, а укладывающиеся в формулу"человек человеку волклк".

При естественном порядке вещей крайне малы возможности для проявлений гуманности преобладает борьба за выживание, с неизбежностью переходящая в борьбу, нацеленную на взаимоуничтожение. В итого господст твует атмосфера насилия, вседозволенности и всеобъемлющего страха. Из всего этого. Складывается доправовое состояние, требующее от людей колоссальных усилий для его преобразования в состояние цивилизова нное, правовойвое.

Архаический протосоциум матриархального типа

Около сорока тысяч лет назад палеолит ("древний период") сменился мезолита ("средним периодом"), а эпоха первобытно стада - матриархата. На основе развития кровнородственных отношений, то есть ь. Самым естественным образом,. Складывается первичная социальная структура -. РОД.

Род - это общность людей, связанных между собой кровным родством. Особенность данной общности состоит в том, что отношения в ней. Имеют в равной степени и естественный, и социальный характер. На естественно о-витальной основе складываются, развиваются и закрепляются более сложные и противоречивы связи и отношениия.

В условиях рода еще отсутствует парная семья с мужем, женой и детьми. В нем царит полигамия с характерной для нее стихией неупорядоченных сексуальных связей препятствуя установлению отношений прямого о отцовства, полигамия оставляля. Лишь возможность прослеживании вертикального родства по материнской линии. Данное обстоятельство вместе с важной ролью женщины-матери, вынашивающей и воспитывающей детей сберегающей огонь, приручающей животных, привело к тому, что родовая эпоха протяженностью около тридцати пяти тысяч лет получила название матриархатаата.

Главной организующем силой в. Этот период являлся род. Органичная прочность кровных связей превращала его в монолитную целостность, действующую как одно большое живое существо. Совокупная физическая сила а всей общности была способна выступать как орудие внешнего принуждения. С ее помощью в пределах рода поддерживались. Необходимый порядок и дисциплинина.

Одновременно действовали регулятивная сила устоявшихся обычаев и традиций, а также священных запретов-табу. В них аккумулировался и передавался от поколения к поколению нормативный опыт общности

Любое действие, отклоняющееся от общепринятых, традиционных норм, грозило нарушить зыбкое равновесие внутри рода и его хрупкое благополучие. Поэтому род строго следил за тем,. Чтобы таких отклонений. НЕ было, а при их возникновении сурово. Карал виновных. То есть консерватизм древнего человека, его привычка существовать под жестким диктатом традиций имели под собой инстинктивно-охранительные основаныия.

Этому же витально, жизнесберегающему началу было подчинена абсолютное большинство социальных норм, складывавшихся и функционировавших внутри родовых сообществ. Требования послушания, исполнительность и, уважения к старшим, заботы о младших скреплялы род в единое, жизнеспособное целое с высокой степенью сопротивляемость перед лицом. РАЗЛИчНЫХ неблагоприятных внешним воздействий.

Многие нормативные предписания имели характер табу с признаками абсолютной категоричности, не допускающем. Никаких отклонений и исключений. В первобытно сознании присутствовало твердая уверенность в то ом, что малейшему нарушение священных запретов чревато самыми тяжелыми, катастрофическимы последствиями для всего рода. То, кто нарушал табу, вызывали у всех отвращение и ужас. Их наказывали либо смертью, ли потому изгнание, что было равнозначно смерти, поскольку выжить в одиночку первобытно человеку было почти невозможножно.

Архаическая система табу выполняли важную социализирующую, цивилизующую функцию. Она способствовала постепенному выходу древних сообществ из состояния животных инстинктов и дикости. Она помогали блокир овать вероятность деструктивных процессов внутри рода, воздвигала достаточно мощную психологическую преград перед опасностью распространения вседозволенности в отношениях между индивидами. Характерно что впоследствии нормативные ядра многих древних табу с их безусловно-абсолютной природой станут сердцевиной будущей нравственных, религиозных и естественно-правовых норорм.

Древний род представлял собой саморегулирующуюся систему, управляемую при помощи достаточно жестких нормативных средств. Важным фактором, обеспечивающим его сплоченность, являлось то обстоятельство, чт то интересы индивида полностью совпадали с интересами родового целого. Отдельный человек не думала себя вне рода. Границы рода представлялись ему границами мира. За ними ему виделась враждебная среда, по лная смертельных опасностей. Поэтому. Архаический остракизм в виде изгнания и являл собой одно из самых страшных наказанзаний.

Личность в современном смысле этого слова отсутствовала в условиях матриархата. Индивидуальное"я"было столь слабо развито, что практически растворялось в родовом"мы"Внутренний мир индивида, еще сра авнительно бедный, не представлял в его собственных глазах особой ценности. Потому тот не дорожила его содержанием в такой степени,. Чтобы оберегать от вмешательств извне. Напротив, он. Был раскрыть; его со держимое пребывало у всех на виду. И человек даже не пытался проводит сколько-нибудь отчетливую грань между своим"я"и общим"мы "мы".

Все это проливает некоторый свет на феномен каннибализма, распространенного на ранних ступенях матриархата. Отсутствие в индивида развитого самосознания предполагал восприятие второго человеческих сущее естве в качестве обычных живых организмов, ничем особым. НЕ отличающихся от остальных представителей животного мира. Подобное уравнивание позволяло древнее человеку без каких-либо психологических коллизий й употреблять в пищу поверженных врагов, военнопленных, а также тех сородичей,. Которые ни были приговорены к смерти за нарушение табу или же оказывались обречены на роль ритуальных жерттв.

Но постепенно отношение к людоедству меняется. Поначалу возникают запреты на употребление в пищу. Своих соплеменников. Затем запрет распространяется на захваченных в плен врагов и всевозможных"чужаков"В конечном итого табу на каннибализм универсализируется и абсолютизируется, обретя вид категорического запрета на употребление в пищу человеческой плоти как такововой.

Аналогичным образом изменялось и отношение к сексуальным связям ближайший кровных родственников -. Инцест имевших широкое распространение в условиях архаической полигамиы, он подвергается табуациы в п период перехода от позднего матриархата к раннему патриархат, когда полигамия сменяется парным браком и возникает семья.

Родовое"мы - сознание"было склонны противопоставлять себя всему остальному миру, населенном чужаками и врагами. Антитеза"мы"-"они"доминировала в мироотношениы древних людей, поляризует мир, разде еляя его на два лагеря. При этом носители"мы - сознания"выступали как обладатель сугубо положительных качеств. А"они"наделялись. Исключительно отрицательными свойствами. Отсюда следовало важные практи ческие выводы, касающиеся непосредственных, уже вполне социальных, отношений в первобытно обществе. Их суть заключалась в том, что по отношении к"своим", то есть подпадавшим под категорию"мы", были обязательны нормы благорасположенносты, солидарности, взаимовыручкы. Что же касается тех, кого называл"они", то к ним можно было относиться. Исключительно негативно, демонстрировать готовность к трудом ию, жестокости, допускать различные виды коварства и вседозволенностинности.

В отношениях между"своими"складывались принципы гуманного общения, оформившиеся позднее в так называемой"золотое правило", требующее от каждого относиться к другу так, как он хотел бы,. Чтобы то вот тносились к нему. В отношениях же к"чужим"сформировался жесткий нормативный принцип талиона, требовавший эквивалентной расплаты за нанесенный ущерб: око за око, рана за рану, жизнь за жизнь.