Учебники Онлайн


10 французских социологическая школа Социологические концепции Е Дюркгейма

Французское общество в XIX в переживало сутки кризисов и потрясений. Этот период характеризуется плодовитостью в интеллектуально-культурной, научной и политической сферах. На рубеже веков в этих областях знаний вы иникае противоречие между новыми фактами об общественной жизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других наук, вступала в переломную фазу своего развития. Тем мыслителем, который оказался спо жним проработать множество новых факторов и идей, объединить их в новую четкую социологическую линию, был выдающийся французский социолог, классик, патриарх мировой социологии. Эмиль. Дюркгейм (1857-1917). Его бага точисленни труды произвели и продолжают производить исключительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли. Будучи последователем позитивистской традиции. О. Конта в социологии,. Е. Дюркгейм внес весомый й вклад в разработку предмета и метода социологии как самостоятельной науки с позиций структурного функционализма (выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, определение их мес эта и функций (в соответствующем связи и системном рассмотрении). Наиболее значительные социологические труды. Е. Дюркгейма:"О разделении общественного труда""Правила социологического метода","Самоубийство","Элементарные формы религиозной жизниного життя".

В истории социологии, как и в других историях наук, часто используют"ярлыки", которым выделяют некоторые существенные черты той или иной теории и таким образом определяют ее своеобразие (натурализм, психологии изм,"понимающая"социология, формальная социология и т др.). В. Дюркгейма таким ярлыком является"социологизм"- как метод обоснования и способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Заметим ной особенностью данной концепции является, прежде всего, ее ориентация на определение социальной реальности в действительности особого рода. Она не только основательная и автономная, но и пренебрежительное в отношении индив идуальнои, биопсихической реальности, воплощением которой является индивид. Поэтому специфика социальной реальности дальнейшем определяет специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность"выше"реальностью, ости лькы происходит"социологизация"всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, таким, включающий все другие способы или генерирует их в себе. Основой социального познания. Дюркгейм предложил считать социологический доказательство, посредством которого достигается социологическая истина и наиболее продуктивным для социологического доказательства он считал ср яльний метод, а потому социологию он представлял скорее как сравнительную науку. Социология в. Дюркгейма выступает своего рода наукой наук, которая призвана обновить и социологизировать различные научные области - философию логику, этику, экономику, историу, історію.

Социология превращается в"систему социальных наук"Таким образом, в рамках социологизма просматривает тенденция, согласно которой все другие научные дисциплины, изучающие различные аспекты социального ди ийсности, являются подчиненными социологииї.

Другая заслуга. Дюркгейма в теоретико-методологическом аспекте - освещение предметной специфики социологии - ее фундаментальной проблемы. Исходным моментом анализа было отождествление предмета социологии с такой реальностью, которой не занималась ни одна из наук, а именно: с социальными фактами, которые в своей совокупности составляют социальные факты в целом. Важным признаком социальных фактов. Дюркгейм считал их неза должное от индивидов бытия и способность влиять на последних. Ученый откровенно стремится построить социологию по образцу естественных наук, занимая такую ??объективную позицию в отношении общества, которую природными чи науки занимают относительно своего предмета - природы, и отвергая при этом психологизм и"идеализм"в анализе общественных явлений. Краеугольным правилом социологического метода. Дюркгейма является правило объективности и:"социальные факты нужно рассматривать как вещиечі".

Анализируя развитие социальной жизни,. Дюркгейм придерживался эволюционистского принципа, применяя собственный структурно-функциональный анализ его изучения. Он говорит не об обществе вообще, а а о общества и сообщества, которые существовали на протяжении всего общественно-исторического процесса, давая классификацию социальных структур. Так, простые общества в ходе истории меняются на более сложные,"организованные"Ключевое значение в этом процессе, как и в историческом развитии в целом, имеет разделение общественного труда. Под этим термином. Дюркгейм имел в виду силу, которая объединяет людей в обществство.

Социологическую проблему взаимоотношений общества и личности. Дюркгейм решал в контексте анализа противоречий капиталистического общества. В этом плане его теоретические взгляды во многом збигают ться с концепцией. К. Маркса. Дюркгейм был уверен в том, что общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая личность, когда человек является простым придатком машины, выполняя вс е более узкую профессиональную функцию. Если деградирует общество, деградирует человек, личность. Личность и общество тесно взаимосвязаны, и каждая из этих"подсистем"заинтересована в развитии и о цвитанни друг другаодної.

Дюркгейм предусматривал также и рост классовой борьбы и стремился понять ее причины и характер. Неравенство, по его мнению, возникает вследствие нарушения эквивалентности в обмене благ и услуг, а так ож из-за непригодности всех индивидов к профессиональным ролей. В свою очередь, будучи полученными различными путями (как показывает история - чаще, деструктивными), общественные привилегии приводят к насильственным цького разделения труда, нарушая солидарность, порождая и обостряя классовую борьбубу.

Центральной категорией в анализе этой проблемы является социальная солидарность. Все связи между людьми в обществе должны базироваться на ней. А разделение труда является важным источником социальной солидарности. Все это является основой нравственного порядка, который превращается в высшее, универсальную ценностьсть.

Источником универсального социального процесса, по мнению. Дюркгейма, может стать дифференциация общества, в основе которой выступят не социальные привилегии, а индивидуальные способности человека. В этом и вия является равенство, справедливость и свобода - три кита, на которых должно держаться прогрессивное общество. Современное промышленное общество, по мнению ученого, приблизилось к такого критического состояния, но его не следует разрушать или перестраивать, а только совершенствоватьти.

Важное место в анализе теоретических проблем общества и личности занимают понятия"норма"и"патология", которые отражают нормальные и патологические состояния общественной жизни. Различать нормальное и патологическое ученый рекомендует, опять-таки, с точки зрения структурно-функционального состояния общества. Нормальными, по. Дюркгейму, есть все"деяния"социального организма, которые вытекают из условий его существования. Но мы имеем дело с парадоксом, поскольку, по. Дюркгейму, норма и патология являются не абсолютными, а соотнесенными друг к другу. Ученый определяет нормальными фактами те, которые наиболее расп карманы. Все остальные являются патологическими, болезненными для социального организма. Это означает, что нормальный тип совпадает со"средним"(сбалансированным) и любое отклонение от этого эталона общественного здоро зан является болезненным, патологическим явлением. Поэтому, согласно дюркгеймовского логике, преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и осуждаются, являются вполне нормальными, потому коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают, хотя и болезненные, но одновременно необходимые обществу отношения. Поскольку негативные последствия преступлений нейтрализуются системе приказов, наказаний (социального контроля), общество продолжает существовать и функционировать. Поскольку преступление имеет место во всех или почти у большинства обществ, он рассматривается как норма, как элемент социального здоровья. А некоторые явления которые были и являются общими для всех развитых,"индустриальных"обществ (рост числа самоубийств, ослабление их осуждения со стороны морали, некоторые типы экономических кризисов), квалифицировались им как пато логические. Именно при этом. Дюркгейм применял принцип историзма, который помог лучше понять сущность проблемы - факт может быть нормальным или патологическим только в отношении данного общественного строя ю. В рассуждениях автора будто скрытая идея о том, что, пока общество справляется с болезнью, она является нормой. Но, когда она нарушает функционирование общества и приводит к его деградации, - тогда эта болезнь становится патологией. Неудивительно, что эти взгляды социолога вызвали решительный критику,. Дюркгейма обвиняли в оправдании снисходительного отношения к преступности нормального факта общественного жит тпільного життя.

Выделяя"ненормальные"формы проявления общественной жизни, ученый одним из первых теоретизирует и определяет понятие"социальная аномия"- как такое общественное состояние, при котором отсутствует четкая моральная регуляция по овединкы индивида, группы, как роздрибнисть правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Это своего рода состояние ценностно-нормативного вакуума, характерный для кризисных периодов развития обще льства, когда обостряются противоречия между классами, группами, индивидами и обществом, происходит упадок социальных функциий.

Одним из свидетельств морального дезорганизованности общества, его перехода в состояние неупорядоченности (ухода от нормального состояния) является рост числа самоубийств. Самоубийство. Дюркгейм рассматривает как объективно существующий социальный факт, поэтому исследования самоубийства, с точки зрения. Дюркгейма, выступает практическим воплощением требований социологического метода. Исследование причин самоубийства дало ученому значительный м атериал для выяснения рис социального кризиса. Он имел возможность собрать и проанализировать большой статистический материал, выделить группы"влиятельных"факторов, разделяя при этом внешние и внутрен и факторы, социальные и внесоциальный (психоорганический склонность, окружающую среду, социальные проблемы, экстремальные условия и т.д.що).

Анализ социологической наследия. Дюркгейма позволяет указать, что она и сегодня находится в центре острых дискуссий. В его трудах немало и спорных концепций и идей последнее время в западной социолог гии внимание исследователей все больше сосредоточивается не только на изучении научного наследия. Дюркгейма, но и на деятельности созданной им школы (известные представители. Мпарсель,. Мосс), где во главу угла оставь аються проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала человечества. Иногда масштабы и глубина размышлений ученого выходят за рамки социологического анализа и переходят в плоскость философских проблемойлем.

Контрольные вопросы:

1. Принципы социологизма в социологии. Е. Дюркгейма

2. Понятие"нормального"и"патологического"в социологии. Е. Дюркгейма