Учебники Онлайн


7 Леворадикальная социология

Идея"усталости"возможностей индустриальных моделей развития получила серьезную поддержку в так называемой леворадикальной социологии (неомарксизм). Это направление в социологии обосновывал необходимость кор ринных (радикальных) социальных изменений, в том числе с использованием политического понятия. Радикальной критике подверглись безграничная индустриализация, рационализация,"узаконенное господство"меньшинства над эк сплуатованою большинством в условиях индустриальной социализации. Отсюда и вытекал интерес к марксизму, который вызывал антагонистические противоречия и конфликты в общественном развитии и необходимость их решим ния путем социально-политических революцийцій.

Однако попытки пересмотреть и дополнить марксистскую теорию, приспособить ее к новым явлениям общественной жизни берут свое начало еще с 20-х годов XX в. Его учредителями считаются. Д. Лукач,. Б. Беньямин н,. К. Корш и иа ін.

Лидером радикальной социальной критики индустриальной версии прогресса выступала франкфуртская школа. Сначала ее сформовувала группа молодых исследователей, преимущественно выходцев из зажиточных еврейских семей. Германии, которые были сторонниками взглядов. Маркса. В начале 20-х годов в связи с этим во. Франкфурте был основан. Институт социальных исследований, вокруг которого сплотились. М. Хоркхаймер,. Г. Адор но,. Р. Райх,. Г. Маркузе,. Е. Фромм,. Ю. Хабермас и многие другие ученые. С приходом к власти фашизма все основатели данной школы эмигрировали в. США, большинство из них там и осталась работать в дальнейшем. Феномен фаш изму стал причиной ряда рассуждений и обусловил характер направленности в тактике теоретических взглядов многих исследователей. Это были разные по своим ориентациям мыслители, как правило, далеки от эмпи метрических социологии их больше интересовала политика, философия, культура. Поэтому большинство их теорий внушается скорее социально-философским содержанием, чем социологическим. Это касается и системы теорий"индустр ального"и"постиндустриального обществао суспільства".

протяжении своего существования франкфуртская школа осуществляла"социальные исследования"по проблемам"семьи и авторитета","авторитарной личности","политической и сексуальной революции","индустрии культуры и ма анипулювання сознанием"и др. франкфуртцы опирались на марксизм как на теорию критического отрицания"буржуазной рациональности"Эта форма неомарксизма была очищена от догматизма - так сказать, марк. СИЗМ с"человеческим лицом", как теоретико-методологическая база"гуманистического социализма"(в духе реформаторской социал-демократической ориентации). Неудивительно, что этот социологический направление некоторые исследователи выдвигают как марксистскую парадигму неомарксисты видели будущее за"недогматизованим марксизмом", синтезированным с фрейдизм (особенно был популярен среди гуманитарной интеллигенции и студенчества атва).

В основе радикальной социологии, как уже отмечалось, лежали такие причины, как: господство"технологической рациональности"и других"недостатков""индустриального общества"; максимапизация всех сфер развития; проблемы централизации управления; стандартизация образа жизни; доминирование технологических ритмов производства, с работой и досугом; тотальный контроль над индивидом со стороны государства; дегуманизация к ультура, индустриализация развлечений и др.. Особое место среди исследовательской тематике школы занимал немецкий фашизм и его антисемитская политика. На эти проблемы ученые смотрели прежде всего с социально-пс ихологичнои точки зрения стремились глубже исследовать проблему, признавая не столько проблему распространения фашистских и антисемитских настроений, сколько важность определить социально значимые, типичные черты ос обистости, склонности к антисемитским и вообще расистских проявлений. Эти проблемы рассматривались ими в контексте авторитарного склада личности. Темы авторитарности, отчуждение, подавление личностей и агрессивности вообще составляли основной круг исследовательских интересов большинства франкфуртцы их взглядам присуща психологизация социальных проблем и понятий, что, в частности, нашло выражение в широком использовании понятий психоанализа 3. Фрейда при объяснении социальных и культурных объявленияих явищ.

В одних исследованиях речь идет прежде всего о суперагресивнисть между типом социальной структуры (социальные институты и формы социального контроля) и направленностью диспозиции личности. Другие исследователь ки (Маркузе,. Фромм) сосредоточиваются на рассмотрении ситуаций, при которых личность адаптируется благодаря отказу от собственного"Я","бегства от свободы"или"став одномерной человеком"Большинство этих проблем од ойменна с трудами этих исследователейів.

неомарксистской анализ человека сформирован, с точки зрения. Е. Фромма, на модели человека, которая владеет коренной потребностью бытия, связанного с другими людьми и природой, утверждая себя в этой связи. Пог годжуючись с этим,. Т. Адорно подчеркивал, что сам по себе социальный порядок пронизывает мышление и поведение людей, что наш мир типолизований и"продуциюе"разные типы личности. Особенно остро вопрос стоит по формированию стереотипных рис современного человека. Социологи - неомарксисты - не сомневались в том, что черты личности, сформированные в определенных социальных условиях, значительно влияют на ориентацию су спильства и социальной системы, и одними из первых пытались определить степень такого влияниепливу.

Одним из основоположников франкфуртской школы неомарксизма был немецкий философ и социолог. Макс. Хоркхаймер (1895 - 1973), директор франкфуртского института социальных исследований. В основу социально--философской и исторической концепции многих работ была положена идея"безумие"буржуазного разума,"поврежденного"якобы в силу начального противостояния его природе в виде воли к власти, кот ра и подавляла"естественное"как в самом человеке, так и вне ее в некоторых его работах ("Диалектика просвещения") четко прослеживается влияние идей. Ф. Ницше и. А. Шопенгауэра). В противоположность"официальной", мероприятие ней социологии. М. Хоркхаймер утверждал в качестве основных задач критической теории"теоретическое восприятие"(ощущение, рефлексию) социальной реальности, радикальную критику всех проявлений гноблюючого, анти личностного характера современного"позднекапиталистического"общества во всех сферах, особенно в массовой культуре. Сначала, правда, ученый связывал социальные корни критической теории с пролетариат ом как субъектом исторического процесса. Однако по мере разочарования, после победы нацизма (опора на рабочий класс),. Хоркхаймер возлагал свои надежды на"критически мыслящую"интеллигенциюігенцію".

Одним из ведущих представителей этой школы был немецкий социальный философ, социолог искусства и литературы. Визенгрунд-А. Адорно (1903-1969). Некоторые важные идеи его представляли собой программный изложение соц циальной философии неомарксизма и истории, в свете которой эволюция человека есть не что иное, как история"неудачной цивилизации", усиливающего"отчуждение", вызванного"буржуазным"умом, противопоставил себя природе. Адорно трактует историю. Запада как патологический процесс усиливающего безумия и потери индивидуальной свободы. В духе этих идей. Адорно подверг социально-философскому анализу современную западную м зику и другие элементы культуры. В данном контексте искусство рассматривалось как оружие критической революции. В тот период все социальные и политические обострения наложили отпечаток на появление, активность и характер тер тогдашнего молодежного движения (ливоекстремизм, нигилистические мотивы, анархичностьність).

Особых тенденций набрала форма борьбы против"пренебрежительного общества", в форме"жизни вне его"Формировались молодежные движения контркультуры, установкой которых было удовлетворение и самовыражения как способ жизни. Революцию. Адорно определял как наиболее глубокий выход людей"из себя", освобождение от"буржуазного"Я"Являясь одновременно и коренным переворотом в"структуре поездов", она действительно"тотальной ре. Революции", которая должна привести к возникновению действительно нового индивидіда.

Особая роль в данной практической критике индустриального общества отводилась искусству и художнику. И, как результат, - появление и расцвет проавангардистських форм культуры, которые придавали искусству"н негативную","разрушительную"силу, разрушали старые структурные восприятия и подготавливали к восприятию будущего авангардистского искусства должно было"покончить"с репрессивной культурой, с работодателем ю которой индустриальный мир"декорациював"(представлял) свою рациональностьть.

Другим представителем франкфуртской школы неомарксизма был. Герберт. Маркузе (1898-1972). На протяжении своего творческого периода он пытался решить один и тот же вопрос: насколько и каким образом возможна революц ция в"позднекапиталистического обществе?" а о деградации пролетариата в"индустриальных странах""одномерного человека"Маркузе отождествлял с"массовой человеком","человеком организации","внешне ориентированной личностью","управляемой личностью"т а другими подобными типами. Всем им той или иной мере присущи: некритическое отношение к существующей действительности, к поведенческим и пропагандистских стереотипов, отсутствие индивидуальности, манипуляционный ость, консерватизм и др.. Согласно концепции. Маркузе, социокультурная одномерность, одномерность мышления - это продукты, производные"индустриального общества"Принципы и нормы индустриального обществом ва, которые отвечают интересам прежде всего правящей элиты, выдаются"одномерной человеку"выражением свободы и социальной справедливости, абсолютно неправильно. Одномерный человек, утверждал. Маркузе, п озбавлена ??способности к радикальной оппозиции существующему"режиму"и полностью интегрировала себя в"систему""Одномерный человек"с"спящего массы"неспособна ни выработать, ни воспринять революционное сознание как основное условие и предпосылку социальной революции. Поэтому необходимость тотальной отказа от"единого индустриального общества"актуализировало вопрос поиска сил неомарксисты, которые могли бы его осу сныти, сформировать"субъект революционного процесса"Носитель такой силы должен отказаться участвовать в игре"потребительского общества"Поэтому носителем"революционной"идеологии и исполнителем такой революции должен быть тот, кто владеет"двухмерным"мышлением, способен критически оценивать действительность, противостоять манипулированию сознанием и не стать рабом одномерной сознания. Это прежде новый класс - интеллигенция и служащие, обладающие интеллектуальным и культурным потенциаломм потенціалом.

Ярким представителем франкфуртской школы и одним из основателей неофрейдизма был немецко-американский социальный философ, социолог и психолог. Эрих. Фромм (1900-1980). Социальная теория его базируется ся на ревизии традиционных положений фрейдизма путем объединения их с положениями философской антропологии и марксизма. По. Фромму, история - это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной с труктура. Современное общество он отождествлял с отчуждением человеческой сущности в связи с"машинизацией","компьютеризацией"и"роботизации"человека в процессе развития. НТР. Важной особенностью взглядов. Фр омма является критическое отношение к капиталистическому обществу, которое довело до предела процесс самоотчуждения личности. Поиски идеального типа социальной структуры"здорового"общества, которая позволяла бы роскошных рыть безграничные возможности человеческой природы, привели ученого к выдвижению утопической теории"гуманистического коммунитарного социализмаізму".

Одним из выдающихся представителей неомарксизма был немецкий социальный философ, социолог. Юрген. Хабермас (1929-1964). В поисках пути, который мог бы вывести современную западноевропейскую"общественность"с состояния глубокого кризиса, обеспечив ей роль носителя структурных изменений в современном"позднекапиталистического обществе",. Хабермас обращается к проблематике межчеловеческого взаимодействия, коммуникации, интеракции. При этом он сосредоточивает внимание на вопросе о различии"истинной"коммуникации от"ложной"и условия, которые обеспечивали истинную коммуникацию между людьми. В связи с этим,. Хабермас предложил широкую со циально-философскую концепцию, проявляла взаимосуществования двух сфер человеческого существования (как приближенно идеальной модели): сферы взаимодействия человека с природой и сферы"интеракции"(сфера человеческих взаимодействия еминин).

В данном контексте ученый выдвигает абстрактную модель системной человека, человека будущего, которая способна хранить прогрессивность человечества. В такой модели им заложены основные"желательно-прогрессирующие"стороны с социально-человеческой"природы:

-"технический", познавательный интерес (разумное овладевания природой);

-"практический"интерес, сфера которого - человеческом"интеграция", что способствует формированию идеалов, целей, которые определяют наиболее общее направление использования и развития науки и техники;

-"освободительный"("эмансипационного") интерес, отражает стремление человека к освобождению от всех и любых форм"отчуждения"и противоречий, возникающих в результате негативного влияния методов и а технических средств на сферу человеческих взаемызаємин.

неомарксистской концепция не является однообразной и содержит несколько разветвлений. Другое направление в данном движении - сциентиський (мировоззренческий подход, в основе которого лежит представление о научном знании как о наивысшей в культурную ценность). Его сторонники считают марксистское учение недостаточно научным и пытаются реформировать различные аспекты марксистской теорииії.

Среди представителей данного направления следует назвать. Л. Альтюссера и его последователей, которые пропагандировали просмотр марксовых идей"экономического детерминизма","эволюционного историзма","монизма"(способ розг рассмотрения многомерности явлений мира в свете единственного источника, единой основы) - главных позиций его анализа, диалектику взаимодействия базиса и надстройки общества. С точки зрения JI. Альтюссера и его прибич ников, следует по-новому взглянуть и на сущность государства и характер ее взаимоотношений с различными общественными классами (Дальнейшие социальные, демократические преобразования делают марксистскую теорию несостоятельной быть алгоритмическим принципом в анализе общественных явленийвищ).

Другой течением в системе данного направления неомарксизма является так называемый"академический марксизм", сторонники которого стремятся перереформуваты сущность и категории исторического материализма сквозь призму методов су участниками науки: теории игр, моделирования, функционального подхода и т.д.. Современные неомарксисты уточняют и марксистское толкование источников социальных изменений. По мнению. Ю. Хабермаса, дальнейшие социальные и демокр аттической перемены существенно изменяют закономерности в развитии капитализма, приглушая социальные и экономические кризисы и стимулируя социальные компромиссіси.

На необходимость нового типа демократии указывал и американский социолог. Е. Райх, который указывал на глубокую дифференциацию классовой структуры как существенного фактора в процессе формирования"классовых"союзов. В. Он настаивает на переориентации политики марксистов с материальной плоскости на"культурную", при которой сливаться интересы и рабочего класса и смежных слоев обществва.

Контрольные вопросы:

1. Леворадикальная социология и основные ее представители

2. Социально-философские проблемы в неомарксистской социологии