Учебники Онлайн


Тема 4 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНУ К XX в

1 Развитие социальных знаний в Украину (до конца XIX в)

Можно считать, что первые просоциологични общественно-политические идеи отражены в летописях"Повесть временных лет"Нестора и в"Слове о. Законе и. Благодати"митрополита. Илариона - древнейших документах да авньоруськои письменности. Актуальность мыслей данных исторических документов того времени обусловливается историческими событиями и положением. Руси. Важными были идеи необходимости единения в борьбе с многочисленными врагами, отстаивание своей веры, независимоститі.

К концу XVI - в духовной культуре Украины отсутствовали любые проявления общественных знаний. Лишь с конца XVI - начала XVII вв начинает просыпаться национальное сознание (в современном ее понимании) укр раинском народа, его духовный подъем. Первые упоминания о национально-патриотический дух появились в конце XVI в во. Львове ("Украинский братья"). Это способствовало развертыванию широкомасштабного движения по наци онального освобождения под руководством гетманов. Христофора. Косинского,. Северина. Наливайко,. Богдана. Хмельницкого и других национальных героев Украины. С XVII в во многих уголках Украины возникают пер вые культурно-образовательные центры (Острог,. Харьков,. Львов,. Киев). Выдающимся деятелем-просветителем той эпохи в Украине был. Петр. Могила (1574-1647) - ученый, политический деятель (его именем названа. Киево-Могилянсь ка коллегия-академия). Большое внимание он уделял социально-политическим проблемам, рассматривая отношения государство - общество - церквейо - церква.

Известными деятелями того периода были также. Стефан. Яворский (1658-1722) - профессор. Киево-Могилянской академии (ставил вопрос о социальном и национальное угнетение Украина). Феофан. Прокопович (1686 6-1736) - писатель, философ (сторонник прогресса и науки, поднимал проблемы взаимоотношений светской и церковной власти, благосостояния народа.

колоритный фигурой эпохи. Просвещения в Украину был. Григорий. Сковорода (1733-1794) - гуманист, поэт, философ. Представляют интерес его взгляды относительно человека, мира, возможности познания человеческой сущности и. Сковорода горячо отстаивал идеи равенства между людьми, права каждого на счастье, свободу, очертил путь к идеальному обществу, где царит равенство. Его деятельность создала прочные предпосылки для формирования новой украинской культуры XIX с ст.

Начало XIX в ознаменован научно-просветительской деятельностью. Д. Кавунник-Велланского (1774 - 1847) - ученого, философа (популяризатора кантианства, шеллинпанства, сторонника религиозно-философськог го учения о человеке, обществео).

Михаил. Максимович (1804-1873) - первый ректор. Киевского университета, историк, этнограф, философ, правовед - уделял основное внимание обоснованию идеи личной свободы, которая понималась им как генез за свободы совести, слова, частной дела и т.п.. Он стремился определить психологические особенности, охарактеризовать психику украинских народу.

С середины XIX в прослеживается значительное влияние на развитие украинской общественно-политической мысли марксистской течения. Прогрессивная интеллигенция. России и Украины пропагандировала идею необходимости коренной реформации несправедливого общества, борьбы с самодержавием, крепостничеством. В Украине вычеркиваются два общественно-политических направления: либерально-демократический, основателями которого были. М. Костомаров в,. П. Кулиш,. М. Драгоманов, и революционно-демократическое, представлен. Т. Шевченко, и. Франко,. Лесей Украинский,. М. Гулаком. В это время появляется и первая тайная политическая просветительская организация -. Киры ло-Мефодиевского общества, учредителями которого были. М. Костомаров,. М. Гулак и и. Гулак та ін.

На революционно-демократических принципах развивалась деятельность. Тараса. Шевченко - гениального украинского поэта, писателя, художника, прогрессивного деятеля. Его мировоззрение формировалось тогда, когда Украина п переживала глубокий кризис феодально-крепостной системы и хозяйства. Т.. Шевченко выбрал литературный путь как форму борьбы с господствующим строем. Его художественные произведения были полны глубокого социального содержания и проникали в душу каждого - от крепостного крестьянина к прогрессивному интеллигента. Сам. Т.. Шевченко не только на литературном поприще, но и на общественно-политической плодотворно сотрудничал с такими выдающимися деятеля мы, как. М. Чернышевский,. М. Добролюбов,. М. Михайлов,. М. Некрасов и иасов та ін.

Отстаивая идею естественного права,. Шевченко мечтал об обществе, где будут воплощены принципы демократизма и"оптимального"общественно-политического строя