Учебники Онлайн


3 Символический интеракционизм

Среди парадигм современной социологии ведущее место занимает символический интеракционизм - теоретически методологическое направление в западной социологии и социальной психологии, сосредотачивается на осмыслении и анализе социальных взаимодействий, преимущественно в их символическом содержание.

Символический интеракционизм основывается на убеждении, что природа человека и упорядоченность общественной жизни является продуктом социальной коммуникации, повседневного взаимодействия людей, постоянного взаимного прис применения. Социальную взаимодействие (интеракция) при этом рассматривают как такую, которая происходит не непосредственно (по схеме стимул), а опосредуется определенными символическими средствами, которым каждый уч. Асника взаимодействия предоставляет соответствующего значения. Символическими посредниками взаимодействия основном являются слова, но выполнять эту функцию могут любые предметы или действия (например, выражение лица, жест и т.п.). Н айпростишим примером может быть речевое общение: на ожидаемую реакцию можно надеяться только в том случае, если собеседники предоставляют своим словам одинаковое значение. Языки (устные, письменные их формы, гр афични т.д.) являются чрезвычайно сложными системами символических средств человеческой коммуникации. Кроме языков, люди творили еще и множество других символических систем, без использования которых невозможно представить себе общественно ого жизни и которые организуют опыт людей, помогают координировать совместные действия, поддерживают сплоченность обществьства.

Таким образом, сущность символического интеракционизма - в анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Причем большое внимание уделяют основном символическом средства взаимодействия - языку

Социальный символ является необходимым элементом выполнения любой социальной роли, без которой говорить о взаимодействии абсурдно. По социальным символами стоит соотнесения лицом собственных действий с социальными нормами и образцами поведения. Зная социальные символы как знаки взаимодействия, можно изучать его особенноститі.

Довольно удачно интерпретировал символический интеракционизм американский социолог. Нейл. Смелсер. Он отмечает, что люди не реагируют бессознательно непосредственно на взаимодействии внешнего мира, как животные на любой я какие стимулы время, люди придают определенное значение полученным стимулам и реагируют во многом на эти значения или символы, а не на сами стимулы. В числе символов, на которые реагируют люди, могут быть: речь, отдельные слова, предметы, дистанция, на котором общаются люди, выражения их лица и поступкинки.

Прошлый опыт человека и взаимопонимание того, что означают определенные символы, как правило, по мнению ученого, облегчают общение людей. Сторонники теории символического интеракционизма наблюдают действия л людей в обычных условиях, формы, которые люди придают своим действиям, и то, почему они это разноь.

Современные концепции символического интеракционизма развивались в результате усвоения и переработки идей. Дж. МИДа. Его сторонники (Г. Блумер,. И. Гофман,. Т. Шибутани, а. Леви-Стросс и др.) придерживались голов внои тезиса: социология имеет объект исследования процесс символического взаимодействия - интеракции индивидов в обществе, которая понимается преимущественно как"система коммуникаций межличностного общения"На их ню мнению, социальный мир, как личность, является продуктом ролевого взаимодействия между людьми на основе обобщенных символов. Таким образом, социальный мир наполнен субъективностью и представляет собой через смисло ную призму - организованный мир культуры. Причем эта система значимых символов играет роль"скрепя"социального порядкго порядку.

Дана"символическая взаимодействие"между людьми в повседневной жизни акцентирует внимание на коммуникативных формах - языке, информационных процессах, средствах связи и др.. Из этого следует, что процесс взаимной интерпре етации, которую предоставляют люди воспринятым символам и изделиям общих определений, необходимых для взаимного понимания, представляет собой элементарную"клеточку"социального жизненноя.

Человеческое общество, согласно идеями. Г. Блумера (США), выступает разносторонним социальным процессом, в котором люди заняты построением совместных действий, с целью решения имеющихся ситуаций. В данном теоретическом в направлении оказываются две школы символического интеракционизма - чикагская и айовська. Сторонники первой, изучая взаимодействия, делают акцент на процессуальной его стороне, представители другой - на стабил ьних символических структурарах.

Социальный процесс рассматривается социологами как выработка и изменения социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности и в большей степени зависят от субъектов взаимодействия, чем от объективных них причинам. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, использующих те или иные символы и значение для изменения этого среда.

В рамках социологии символического интеракционизма имели место несколько подходов. Первый из них - так называемый"драматический подход", разработанный и. Гофманом (опираясь на"психодраматической модель"социального с мира. Дж. Морено), - отождествляет элементы сценического действия и социального взаимодействия. Этот подход опирался на теорию взаимодействия как игру и находился под действием социально-психологических и структурно-функционалистичних теоретических ориентаций. В этой"версии"человек ведет игру вместе с другими индивидами, а характер и процесс их взаимодействия обусловливается благодаря таким отождествлением, как:"сценарий","аудитория","актер""маска"Социальный мир как драма имеет свой сценарий, в процессе игры актеры выступают на сцене, где и происходят социальные действия. Задача"драматургической"социологии в отдельных случаях состояла в том, щ об найти пути, способы приспособления индивидов к"сценарных"условий социальной системсистеми.

Другой подход сугубо методологическим - рефлексивная социология, или"социология социологии", разработанная американским социологом. Эльвин. Гоулднера. Он предполагал неизбежность неточностей, ложности в соке иологичних теориях по той причине, что общие представления о мире, которые подсознательно разделяют люди, и совокупность убеждений, присущие той или иной группе людей, в которую входит и сам теоретик или социо лог, - не совпадают друг с другом. А значит, возникает вопрос:"способна социология преодолеть эту собственную ограниченность, и какие теоретические и практические вооружения должен использовать социолог для коре кции неточностей и искажений, неизбежно возникают?"Таким образом,"социология социологии"представляет собой программу социологической деятельности, автоматически корректирует свою реализационную деятельность ь, критически оценивает и исправляет ошибки, возникающие при освоении и познании окружающего миріту.

Контрольный вопрос:

1. Современные концепции символического интеракционизма