Учебники Онлайн


Тема 2 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ЛИЧНОСТЬ и общественной жизниТЯ

1 Основы общественной жизни (природные, экономические, культурные))

Изучение природы и специфики общественной жизни следует начинать с изучения его первичного элемента - человека, человека как личности. Но человек не рождается личностью. В процессе жизнедеятельности, осо облил в раннем возрасте, она приобретает все так или иначе необходимые социальные признаки и черты, которые помогают ему жить и действовать в социальной среде, воспринимать его и вносить свои влиятельные коррективы в процессе деятельноститі.

Индивид не имеет возможности выбирать, где, когда и как ему жить. Он застает определенное естественное и социальную среду, вынужден приспосабливаться, адаптироваться к его условиям. Этот процесс"вхождения"в общественную жизнь п принято называть социализацией. Сущность его заключается в освоении социальных ролей (сына, брата, друга, студента, покупателя, пассажира и т п) и приобретении навыков соответствующей ролевого поведения. Усвоение и корректировки таких навыков стимулируются поощрением или осуждением со стороны окружающих, через систему социального контроля. Социализация начинается с раннего детства и происходит на протяжении всей жизни, в сколько варианты ролевого поведения бесконечноінченні.

Итак, человек постоянно чувствует свою полную или хотя частичную зависимость от других людей или деперсонализованих внешних обстоятельств. Она видит, что ее желание и стремление каждый раз наталкиваются на некоторый ни препятствия, ее возможности в реализации собственной воли и достижения своей цели, как правило, ограничены. Уже с детского возраста он привыкает воспринимать окружающий мир людей, как жестко урегулирована и детермини. Ован обычаю, законом или чьей-то волей. Поэтому решающее значение в изучении системы действия данных факторов приобретает теория социализациції.

Социализацией будем называть процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает определенные качества, необходимые для жизнедеятельности в обществе. В более широком определении это поня вует понимают как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, которые необходимы для успешного функционирования индивида в данном обществі.

. Теория социализации устанавливает, под влиянием каких социальных факторов создаются определенные особенности личности, и самый механизм процесса вхождения человека от индивидуального к социальному. С этих позиций в систему социализации й включаются: социальное познание, овладение определенными навыками практической деятельности, усвоение определенных норм, позиций, ролей и статусов, выработки ценностных ориентаций и установок, а также включение человека в активную творческую деятельность. Социализация включает в себя процессы усвоения, адаптации (привыкания к новым условиям), воспитания (целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивида), обучение ( овладевания новыми знаниями) - одним словом, усвоение"правил жизни"Иногда, как производные, сюда относят и возмужания и взросления (социопсихологические на физиологические процессы формирования человека). Таким образом, социализация - это не только приобретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид - это начальная точка этого процесса, а зрелая личность - завершающаяальна.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, в нем выделяют несколько"жизненных"циклов (стадий): к трудовой, трудовой и пислятрудовий. В этом плане социализация имеет деятельный характерр.

зависимости от возраста лица, условно определяют три основных этапа социализации: первичная (социализация ребенка, маргинальная (подростковая), устойчивая целостная социализация (переход к зрелости). Кроме того, каждый период характеризуется определенными признаками. Так, во взрослом возрасте социализация нацелена на изменение поведения в новой ситуации, а в детском возрасте акцент делается на формировании ценностной ориентации. Взрослые опираясь на собственный опыт, способны только оценивать и воспринимать их критически, а дети в состоянии только усваивать их. На рис 1 показано соотношение усвоения и приобретения социальных признаков и качеств в проц. ЭСИ социализации и зависимости от возраста: в раннем возрасте - процесс усвоения качеств проходит наиболее интенсивно, и, как правило, - наиболее важные жизненные, базовые признаки, в более позднем возрасте - наоборотвпаки.

Піраміда насиченості засвоєння та набуття соціальних ознак у процесі соціалізації

Рис 11

. Социализация - как целенаправленный конструктивный процесс - должна начинаться в детстве, когда почти на 70% формируется человеческая личность. Если опоздать, могут начаться необратимые процессы. Именно в детстве закладывается фундамент социализации, время - это самый незащищенный ее этап. Процесс обретения определенных социальных качеств происходит по чьей-то посторонней помощью - агентов социализации (конкретных людей, которые ответственны за обучение и усвоение культурных норм и социальных ролей; институтов социализации (учреждения, учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его). Поскольку социализация делится на два вида - первичная и вторичная, постольку и агенты и институты социализации делятся на первичные (непосредственное и ближайшее окружение человека: родители, семья, близкие, др узи, учителя и др., и вторичные (все те, кто стоит во втором, менее важном эшелоне воздействия на человека: представители администрации школы, института, предприятия, армии, церкви, правоохранительных органов, средств массовой коммуникации, различные формальные организации, официальные учреждениялади).

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они знаменуют важные вехи в биографии каждого человека. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового в статус, изменением образа жизни и т.п.. На этом базируется один из механизмов социализации - так называемая циклическая теория социализации (согласно стадиям или циклами индивидуального человеческого развития). По ц ией теорией формирования личности проходит соответственно 8 стадий, при каждой из которых происходит характерный механизм восприятия и освоения социальной средыища:

соціально-психологічний та віковий аспекти формування людини

Данная теория имеет социально-психологический и возрастной аспекты формирования человека.

Процесс социализации иногда существенно видоизменяется. Это, как правило, связано с переходом человека на новую жизненную ступень, новый жизненный цикл. Человеку приходится многому переучиваться: отходить от предыдущих ценностей, норм, ролей, правил поведения - (Десоциализация) обучением и усвоением новых ценностей, норм, ролей, правил поведения взамен старых (ресоциализация). Все эти подпроцессы целом входят в структуру многогранного механизма социализациції.

Социология изучает социализацию в разных аспектах: социализация поколений в конкретно-исторических условиях, индивидов в определенных социально-экономических условиях, возрастная социализация в условиях конкретного сплошь ьства. Но будет полнее, если начнем изучение общественных явлений из условий их формирования: природных, экономических, культурных. Это так называемый эволюционный (комплексный) уровень механизма социализации (Рис 2. Факт ори формирования общественных отношенийсин).

Фактори формування суспільних відносин

Рис 22

Природные. Начнем с того, что"общественная жизнь"- это комплекс явлений, возникающих из взаимодействия лиц и групп"Общественность"проявляется и в растительном, и в животном мире. У растений это естественный процесс е эволюции, приспособления к среде, прямая зависимость от условий, и в них нет сознательного действия, намерений. У животного есть связи, пробуждения, которые есть и у людей, на примере некоординированной объединений (тараканы); сплоченности высокого типа (муравьи, пчелы, волки, львы, обезьяны). И поскольку эти связи не определяются более никакими факторами, а только природными, то можно обнаружить и влияние их на людилюдей.

Исходными основами общественной жизни являются биологические - это особенности человеческого организма, биологические потребности, физиологические процессы. Основные из них, благодаря которым формировалась человеческая культура - это::

'язки.

Существуют различные антропологические теории, согласно которым природные условия трактуются как основной фактор в развитии общества.

. Географические условия - это второй комплекс природных условий. Человек, как"зоологический вид", живет на суше, где существует влияние географических условий на ее деятельность (рельеф, климатические и погодные условия). Специфика этих условиях отражает р размещения людей, расселения, состояние здоровья (Пример: сравнение специфики географических и социальных условий жителей тундры, пустыни, лесной зоны). Существует направление в социологической теории - географический дет ерминизм, который объясняет психику человека как реакцию на природные географические условия (Пример: сравнение темперамента испанца и шведа). Но человек - это творческое существо, она изменяет, подчиняет, приспосабливает прир одну среду. Зависимость от географических условий ощущалась основном только в первобытном обществе. Поэтому географическая среда, хотя и составляет основу, но не определяет хода общественного жизненного життя.

К природным условиям можно отнести и демографические основы: это явления рождаемости, естественного прироста, плотности населения; относительный состав типа населения (молодежь, пожилые люди). Все это воз ивае на экономические и социальные процессы и явления (производство, уровень жизни). Демографический процесс также определяет определенные рамки общественной жизни. Рационально количественно регулируемое и гигиенически здоровое на селения является важным фактором социального развитиятку.

Социальные теории, изучающие проблему социального развития, численность и качество народонаселения, определяются как концепции демографического детерминизма. Природные условия являются необходимой основой суспильног го жизни, но не является определяющими.

Другая группа условий-факторов общественной жизни - это экономические условия. Как биоистота, человек в определенной степени зависит от природы, но эта зависимость не является определяющей. Человек по своей сути создатель - она а приспосабливается, подчиняет элементы природной среды, трудится. Процесс целенаправленного воздействия человека, в ходе которой она превращает элементы природной среды на средства удовлетворения своих потребностей на необходимые для жизни материальные блага называется трудом. Это постоянный и необходимый процесс, а потому производство материальных благ определяет основные процессы общественной жизни. Для того, чтобы превратить элемент природы на определенную и нужную, достойную форму для пользования, потребления, человек приводит в действие все свои природные силы: руки, пальцы, голову. Действуя на природу, она и социально видоизменяется. Са м процесс производства включает в себяв себе:

.

Орудия труда в историческом развитии под действием человека видоизменялись; менялись и люди, которые занимались этими орудиями. Но процесс производства - это не только уровень развития, в этом процессе люди взаимодействия аемодиялы между собой вступали в определенные отношения, взаимосвязи. Так формировались производственно-экономические отношения - система связей и зависимостей, в которой люди заняты в процессе производства, обмена, потребителем ния. Экономические отношения - тот способ, которым люди определенного общества производят средства к жизни и обмениваются продуктами (поскольку существует разделение труда). Люди, занимаясь производством, вступают в определенные общественные и политические отношенияунки.

Производственно-экономические отношения преображались на определенную основу - отношения людей к орудиям производства (форма собственности). В процессе историко-экономического развития одни овладевали средствами, другие - о оппонировали рабочую силу (физическая сила, умения, знания). Отсюда - шел разделение людей на общественные классы, слои. Удовлетворение природных благ привело к формированию институтов производства, обмена и потребления я, определенную систему отношений, которые, в свою очередь, породили различные формы общности людидей.

. Культурные основы - это третий комплекс факторов, определяющих явления и процессы общественной жизни.

Влияние культуры на общественную жизнь выражается, прежде всего, через социализацию и формирования отдельной личности, а также через формирование и развитие каждой отдельной эпохи в процессе исторического развития обще спильства, которая, в свою очередь, и определяет оттенок и характер социализации. Наиболее полно место и роль феномена культуры реализуется благодаря важным социальным функциям, которые культура выполняла и выполняет в обществе. Каждый индивид становится, членом общества, а главное - личностью только в процессе социализации, благодаря усвоению знаний, умений, навыков, языка, ценностей, норм, традиций, правил поведения своей социальной группы и всего общества в целом. Культура консолидирует, спаивает, интегрирует людей, обеспечивает целостность обществтва.

Схематично социализацию можно изобразить как систему"ребенок - семья - человек"Именно в семье ребенок приобретает первых признаков общественной жизни. Человек формируется в процессе воспитания. Ребенок учится, воспринимается ае и приобретает определенные черты, знаний и навыковків.

Создание и ввод системы ценностей - другая форма влияния культуры. Культура устанавливает систему ценностей, определяет критерии. Сюда можно отнести не только обучение культурным нормам и освоение социал альных ролей, но и передачу от родителей детям социальных ценностей, представлений о том, что такое добро и зло, хорошо и плохо т.д.. Человек прежде всего характеризуется биологическими потребностями, и их она за удовлетворяет. В дальнейшем механизме удовлетворения потребностей возникают интересы, ценности, потому реализуются они разными путями, средствами, методами - формируется выбор в интересах и средобах.

В таких ситуациях вступают в действие ценности, шкала ценностей - те"предметы"(материальные и духовные), которые обеспечивают лицу внутреннее равновесие, или те, которые необходимы для удовлетворения потребностей, поддержке и внутреннего равновесия. Это - важный фактор поведения. Благодаря иерархии ценностей человек по-разному проявляет свое отношение, ведет себя, реагирует. Создается комбинация ее действий в различных ситуациях. Ценно сти создаются и развиваются в ходе развития культуры. Они приобретаются в общественной жизни - в ходе социализации. Развивается человек - формируется ее система ценностей. Развитая система ценностей - р. Результатом правильной социализации. Система ценностей определяет выбор средств удовлетворения потребностей, интересов, определяет направления в потребностях. А как именно модифицируется система ценностей в различных ситуациях, это и признается"образцами"действий, поведения, которые установлены в рамках определенной культур культури.

Образцы деятельности и образцы поведения также являются элементами механизма формирования и функционирования общественных отношений. Образцы поведения - это определенные схемы поведения, применяемые в определенных ситуациях, т есть:"как надо себя вести и действовать в различных условиях и ситуациях"Образец поведения выражает определенную установленную и принятую в данной культуре регулярность хода явлений. Это - установленная схема общественного й поведения. Это - желанная модель, связанная с ценностями, которые необходимо принять. Принятые модели становятся стилем, принципом, определенным образом действуют на организацию человеческих спильностеостей.

Окончательно на формирование личности культура производит влиятельную силу через создание и функционирование социальных институтов, социальных систем. В процессе общественного развития исторически сформовувалися формы ор рганизации совместной деятельности людей, согласно которым последние в процессе своей жизнедеятельности при взаимных действиях пользуются (и должны) принятыми социальными нормами и социально-культурными образцам и, определяющие устойчивые формы социального поведения. Эти нормы и образцы человек не выбирает, а закрепляет их и действует согласно имми.

Социализация, установления ценностей, образцов и моделей, институциональные факторы - важнейшие способы влияния культуры на ход общественной жизни. Вместе с экономическими основами она дает людям символы, ценные ности, определяет, а также отвечает на потребности, после удовлетворения основных биологических потребностей. В ходе социализации индивид играет как пассивную (усвоение социального опыта, восприятия ценностей), так и активную роль (формирование определенной системы ориентаций, установокк).

Процесс социализации в социологии рассматривается и как двуединый процесс интернального и экстернального характера действия индивида интернальность в поведении человека выражается в трансформации внешних факт торов социальной среды во внутренние процессы сознания и ориентацию человека на внешние влиятельные жизненные факторы как на доминанту экстернальность проявляется в объективации внешнего мира человека в ее практической деятельности, а система собственных проявлений сознательного действия с внешним миром является доминантным признаком. Таким образом, культура - это то, что усваивается человеком в процессе социализации. А социализация - это то, как усваивается человеком культура. Это одновременно и механизм, и процессыроцес.