Учебники Онлайн


2 Социальные знания эпохи Средневековья (теории А Блаженного, Ф Аквинского, Т Мора, Т Кампанеллы)

Античная культура и наука создали мощный потенциал для дальнейшего развития научного познания. Были заложены основы европейской цивилизации: наука, культура, система общественных отношений. Но с раз зпадом античного общества появились формы новой системы общественных отношений, новое мировосприятие, образ жизнитя.

Началом таких мировоззренческих изменений стал кризис рабовладения, вела к резкому ухудшению положения народа. Бессилие народных масс вызвало усиление религиозных настроений, вело к зарождению християнс ской вери.

Это - уникальный процесс с точки зрения логики развития социального познания

Можно утверждать, что происходило:

- изменение в мировоззренческом плане от космологии к христианской идеологии (религии);

- переориентация мировоззрения с государства - как организма, могущества - на личность как творческую силу

Началась эпоха торжества христианства. Новая религия становится главным элементом духовной жизни общества и подчиняет контроля все стороны. Все общество (европейское) переориентировалась на новые и идеалы, ценности, познания, культуру. Образ жизни в собственных ориентациях"отрывается от земли"и переносится"на небо"Наука становится лишним раз в это время отмечается длительным упадком не только общест ильнои науки, а любых прогрессивных идет ідей.

С V в наступает эпоха. Средневековья, которое условно можно разделить на: раннее (V-IX вв), развито (XI-XV вв), позднее (XV-XVII вв)

Период. Средневековья очень беден факты, связанные с изучением и анализом общественной жизни, затормаживается развитие научного знания, царит христианское богословие. Один из представителей данного на апряму -. Августин. Блаженный (IV-V вв) - богослов,"отец"церкви. В своем основном труде"О граде. Божием"он делает попытку в христианской литературе создать общечеловеческую концепцию философии исто рии, опираясь на религиозные представленияння.

Это - религиозное учение о конечной судьбе человечества, мира. Она состоит из двух разделов: 1)"Индивидуальное"(учение о загробной жизни человеческой души), 2)"Всемирное"(смысл истории и космоса, конец св виту, события в будущем). Моделью всемирной истории. Августина была. Библииія.

Представителем направления богословия был и. Фома (Тома). Аквинский - итальянский философ-богослов (XII в). Согласно его учению, все виды власти в конечном итоге - от. Бога. Церковная власть - выше где ержавну, поэтому все правители христианского народа должны подчиняться. Папе - как. Иисусу. Христу (И сегодня - это ведущее направление философии католицизмазму).

Как идеолог своей эпохи,. Фома. Аквинский"освятил"и обосновал феодальные отношения, крепостничество, призывая народ"силой"церкви"в послушание"

Синтезом наследия двух источников - античности и. Средневековья, продуктом их развития, стала оригинальная культура - философия эпохи. Возрождения

Чрезвычайно важный вклад в развитие познания сделали представители эпохи гуманизма (система взглядов, которая определяет особую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление и реализацию зд дибностей):. Франческо. Петрарка,. Алигьери. Данте,. Леонардо да. Винчи,. Эразм. Роттердамский,. Сервантес,. Томас. Мор и. Томмазо. Кампанелла, а также их социальные утопии. Идеальное гуманисты видели в единении человека и природы, искали гармонию в этих отношениях. Большинство гуманистов отрицательно относилась к религиозным движение иів.

Культура. Возрождения, хотя и стала достоянием относительно немногочисленной социальной общности образованных людей разных стран. Европы, однако сделала весомый вклад, дала новый толчок в развитии мировоззрения особо. Ливий интерес представляли идеи и концепции утопического социализма, коммунитарное принципов организации общества, которые оказали большое влияние на общественное мнение, ход историї.

Принципиально новым в развитии теории социального знания было появление и попытка обоснования идей коммунитарное принципов организации общества. Это было, своего рода, реакцией на социальную несправедливость, частную собственность, индивидуализм. В противоположность этому социальные утопии выдвигали принципы общественной собственности и коллективистские принципы в социальной жизни. Основоположниками данного направления были. Томас. Мор и. Томмазо. Кампанелла, которые хоть жили и творили в разное время, однако их идеи были близкимими.

Томас Mop (1478-1535) - известный английский писатель, гуманист и политический деятель, автор труда"Утопия"За свои взгляды и"протестантскую"деятельность он был казнен

Другой представитель -. Томмазо. Кампанелла (1567 - 1639) - итальянский философ, утопический коммунист, за свою повстанческую деятельность был заключен на двадцать семь лет, в течение которых подвергался ужасным то ортура.

Именно тогда и была написана им известная работа"Город солнца", в которой изложены идеи утопического социализма

Возможно, совместная биографическая судьба способствовала генерации общих коммунитарное идей. Оба они были мечтателями, противниками частной собственности, гуманистами, сторонниками обобществленного производства и по. Оборники создания счастливой человеческой жизния.

И. Томас. Мор, и. Томазо. Кампанелла выдвигали (хотя и по-разному) идеи справедливого распределения,"труда как потребности", разумного достатка и не чрезмерных потребностей. Однако в их трудах содержатся глубокие противоречащие ностиі.

Так, коренной вопрос - о свободе личности - практически не поднимался, авторы сводили это к обсуждению прав и обязанностей всех членов"государства", жители которой, однако, должны были нахо. Уват под постоянным контролем правителей и вести строго регламентировано жизненно.

Вопреки своим демократическим убеждениям, эти мыслители, подсознательно, заложили идеологические основы культа личности и тотального контроля, эхо которых можно наблюдать в современной мировой систе эми-прежнему. А главная идея социальной справедливости, к сожалению, в извращенной форме, -"расшевелила"историю XX вт.

Можно сказать, что эти работы, скорее, относятся к социальной фантастики, чем имеют социально-философскую основу, однако заложенные в них идеи дали толчок развитию прокоммунистического мировоззрения в костров ех социальных теориях и течение.