Учебники Онлайн


Тема 6 СОЦИОЛОГИЯ ЭКОЛОГИИ

Экологическое состояние - одна из самых волнующих проблем современного общества, ведь с середины XX в началось резкое разбалансировки отношений человек - природа. Причиной тому есть серьезные просчеты прежде в все мировоззренческого и практического характера, а также научного и политичногго.

Процессы взаимоотношений человек - природа характеризуются таким негативным явлением, как потребительское отношение к природе, ее красоте, даров. К большому сожалению, как правило, в конфликтах с природой виноватой й становится не столько техника, производство само по себе, сколько неспособность, неумение, а иногда и нежелание наилучшим образом организовать деятельность человека. Именно человек, в конечном итоге, является определяющим фактором в установлении рациональных взаимоотношений с природой. Поэтому, наряду с технологическими, организационными, экономическими проблемами, многое зависит от экологического сознания людей, их поведения т а деятельности. В эпоху HTP роль экологического сознания становится настолько значительной, что она приобретает"общепланетарной"ри рис.

Угрожающая экологическая ситуация сложилась, настоятельно требует пересмотра традиционных норм взаимоотношений общества и природы, изменить взгляды на роль человека в мире. Можно утверждать, что толчком д к активному развитию системы научных знаний об отношениях человека и окружающей среды были не только отдельные теоретические разработки ученых-естествоиспытателей, гуманитариев, а прежде всего и явные случаи н аслидкив экологического отравлению окружающей среды - когда человечество впервые увидело и осознало последствия загрязняющего отношение человека к природе, что в конце негативно повлияло на здоровье людей. В 1947-1949 pp жи теле побережья. Японии, промышлявшие рыбной, крабним и другим промыслом, стали свидетелями довольно странного поведения животных, а затем и людей, которые массово употребляли морепродукты. На основе первых признаков бо раб трудно было предположить, что причиной их было отравление тяжелыми металлами - как следствие загрязнения прибрежных морей химическими отходамдами.

Именно тогда впервые было обнаружено, исследовано и осознанно сверхбольшой уровень негативного воздействия промышленных отходов на окружающую природную среду и на здоровье людей. Впоследствии подобные случаи наблюдается. Алиса везде на земле и динамика их росло. Именно тогда впервые человечество заговорило об уровне экологического состояниену.

Слово экология заимствовано из древнегреческого языка, ("Экос"- дом, жилище). По обоснованием. Ч. Дарвина, экология исследует следующие типы отношений, которые выражают отношения существ с окружающей средой так оротьби за выживание. Объектом нашего исследования является прежде всего отношения взаимодействия между обществом и природой, осознание отношений и характера деятельности человека, воздействия на окружающую средище.

Система теоретических знаний, отражающий эти моменты, называется социологией экологии или, как иногда ее называют, - екосоциологиею

Это относительно молодая отрасль научных знаний ее официальное институювання (приобретение официального статуса) как научной дисциплины началось в 60-х годах XX века, когда достаточно четко вырисовывались контуры и источники эк кологичнои кризиса, однако предыстория данной области знаний достигает нескольких тысяч. Рокиів.

Коротко осмотрим эволюцию отношений человека и природы

С появлением на. Земле биологического существа - человека, в отличие от других существ, ее поведение характеризовалось особой агрессивностью в отношении окружающей среды - пидкорюванням, насилием, неограниченным потреблением. В п дальнейшем труд превратил человеческое существование в целенаправленную человеческую деятельность, в мощную силу, способную влиять на природу на планете в цилому.

Первый удар природе человек нанес на грани 80-40 тыс лет назад, когда с экстенсивным распространением и развитием человеческого существа были исчерпаны источники ее питания. За несколько тысячелетий (для развития би иосистем это очень короткий срок) были полностью уничтожены мамонты, пещерные медведи, гигантские олени, нелетающие лебеди и многие другие гигантских травоядных животных. Это была первая глобальная экологическая кр. ИЗА. Природа, в свою очередь"отплатила"тем же. За это время население планеты уменьшилось примерно в 10 раз. Только с"неолитической"революции сознания и бытия человечества - с возникновением и развитием домес тикации (одомашнивание животных, окультуривание растений), история после этого пошла путем быстрого развития сельского хозяйства, животноводства, а затем интенсивного использования минеральных и энергетических их ресурсов литосферы (земная поверхность), а впоследствии - и развития промышленности. Такого рода центры интенсивного развития земледелия и животноводства также дали о себе знать. За несколько тысяч лет с пр ичины массовых обжигов лесов для земледелия, виидань и витоптувань больших травяных массивов, интенсивного роста получили так называемые антропогенные пустыни. Северной и. Центральной. Африки,. Ближнего. Востока,. Северной. Америки. Америки.

Следующий этап антропогенного давления на окружающую среду начался с XVI-XVIII вв, когда были достигнуты значительные успехи в развитии строительства, техники, физики, химии, изучении и освоении мирового океана. Основн ними особенностями взаимоотношений человека с природой в этот период было"покорения природы", борьба с ней, хищническое потребление всех ее ресурсов с уверенностью, что они неисчерпаемые. Вторая половина XX в - период супериндустриализация, суперхимизации, супермилитаризации, суперспоживання - период атомной энергии и компьютеризации привело к перевиснаження природных ресурсов и перезабруднення среды, начало деградации биосферы. Новая глобальный экологический кризис, что сейчас существует на планете, имеет тенденции перерастания в катастрофу с непредсказуемыми трагическими последствиядками.

Рассматривая генеза екосоциологичного знания, следует начать с того, что его истоки связаны с появлением и развитием биологической науки, философии (с экологическим содержанием), этики. Еще в древнекитайской и да авньоиндийський философии, культуре проблемы соотношения природного и человеческого - гармония с миром, с природой, имели первостепенное значение. В одной из древнейших книг буддийского канона"Сутта-. Нипатте"указывалось на необходимость развивать в себе любовь к природе, ко всему живому. Все живое нужно уважать - идея авторитетные памятники древнеиндийского эпоса"Махабхарате"А отправной то чкою принципов. Конфуция была взаимность. Спустя тысячелетия эти постулаты приобрели актуальность, но еще не осознаны как следует в начале III тысячелетияліття.

В трудах. Аристотеля и его ученика. Теофраста, а впоследствии и древнеримского ученого. Плиния затрагивались вопросы вполне экологического содержания: особенности характеристик животных и растений в зависимости от окружающей ого общественного сред.

В эпоху. Возрождения вопросы экологического содержания поднимал немецкий металлург. Г. Агрикола (XVI в), который осуждал варварское отношение человека к природе, через опустошение полей, вырубки лесов, розганя яння животных, загрязнение рек через промывку руд и т др.. В дальнейшем, эта научное наследие обогатилась теориями многих естествоиспытателей. Именно. Е. Геккель, немецкий естествоиспытатель, впервые ввел (186 6 г) термин"экология"Не стоял в стороне от этой проблемы и известный естествоиспытатель. Ч. Дарвин, чья теория борьбы за существование наложила достаточно весомый отпечаток на развитие биологических, философских и соци альных науьних наук.

Идеи учителей этики и морали восприняли известные фигуры кон XIX - нач XX вв -. Л. Толстой (писатель с мировым именем) и. М. Ганди - известный индийский политический деятель. Они теоретически обоснования увалы и практически воплотили в жизнь принципы ненасильственного развития, поскольку насилие над природой является одной из важных причин экологического кризиса. Создавая новую мораль, отличную от антропоцентрической й морали западного общества, где человек является хозяином природы,. Л. Толстой и. М. Ганди осуществляли синтез восточных и западных традиций любви к природе и взаимности с ней. Можно сказать, что венцом их идей было появление так называемого золотого правила экологии произошел к природе так, как хочешь, чтобы относились к. ТЭБсь до тебе.

Философско-этические и биоекологични знания, безусловно, влияли и на развитие социального знания. Понимание прошлого и будущего развития общества не могли оставить без внимания экологический и мате ериальний фактор существования человека. Одним из первых, кто обосновал проблему будущего в контексте использования природных ресурсов, был. Т. Мальтус, который, сопоставляя труды экономистов, вывел так называемый ни законы убывающего плодородия земли и рост народонаселения. Т. Мальтус прогнозировал кризис абсолютного перенаселениялення.

Социально-экологическое знание формировалось не только под действием прикладных факторов, но и методологических. Так,. О. Конт и. Г. Спенсер - основатели социологического знания, редуцировались биологические аналогии в структ туре и функционировании общества. Социальные теории. О. Конта,. Г. Спенсера,. Т. Мальтуса достаточно активно обсуждались в биологической литературе, способствовало взаимному обогащению биологических и социальных по смотрел. На то время появлялось много теорий, которые рассматривали законы борьбы за существование, межвидовой борьбы и естественного отбора как главные социальные детерминанты социального развития, а причины вы возникновение социальных конфликтов сводились к биологических факторов (теории социального дарвинизма). Классики социологического знания XIX в опровергли слишком упрощенные взгляды на отношения общества с окружающей олишним средой и заложили основу детального анализа этих относих відносин.

Социальные аспекты экологии стали предметом специальных научных исследований. В 60-х годах XIX в американский ученый. Г. Марш вводит термин"социальная экология", трактуя ее как науку о влиянии городского в среды на формирование индивида. В начале XX века французские географы (Е. Мертон,. Ж. Брюн,. П. Видаль) разрабатывали концепцию географии человека, предметом которого было изучение группы явлений на пленети, к которым причастна деятельность человека. Наиболее ярко экологическая проблематика, связанная с выживанием человеческой цивилизации, находила выражение и в российских космистов. У истоков этой проблематики стоял. М. Условий. Особ ливо четко эта тема определилась в трудах. К. Циолковского,. В. Вернадского, в которых освещались глобальные биологические и геологические последствия социальной деятельности человечествьності людства.

Важным этапом становления социологического подхода в изучении экологических проблем было возникновение в 20-х годах XX в. Чикагской школы социологии города, где объектом научного интереса была связь между р разного рода проявлениями социальной патологии и экономико-географической организацией города. Р. Парк, представитель данного направления, способствовал углублению системного подхода к обществу в его единстве с природ й. В 50-60 годах велись активные научные дискуссии по поводу задачи, предмета исследования, методологии екосоциологичного знания ("Социальная экология"А. Холи,"экологический комплекс"О. Данкен и. Л. Онор е,. Римский. Клуб и др.), подносили эту область знаний в высший дисциплинарный. Равенй рівень.

В 1970 г в. Варне на. Всемирном конгрессе социологов было"признано"существование социальной экологии как самостоятельной отрасли наук. С конца 80-х годов данное направление получило название инвайронментальной социологии (от англгл. епуигоптепи - окружающую среду), возникшее под влиянием деятельности. Римского клуба и комиссии. ООН по проблемам среды и развития

Сегодня еще ведутся научные дискуссии по поводу определения данной области знаний ее признают как социальную экологию, екосоциологию,. Инвайронментальна социологию. Нет необходимости в детальном разделять ц этих понятий, каждое из которых вносит свой пидзмист в задачу изучения экологической проблемы, ведь предметом ее является изучение взаимодействия человеческого общества с окружающей средой и формирование из агальнои теории сбалансированного взаимодействия общества и природы, всестороннее исследование взаимодействия общества и среды. Особенным признаком этой отрасли знаний является то, что изучая объекты и явления природы и общества, экология пользуется категориями естественных наук: экологии, биологии, физиологии и др.. Екосоциология выясняет влияние человека на равновесие природных экосистем и обосновывает необходимость упра вления и взаимоотношений общества и природроди.

В процессе взаимодействия общества и природы, когда последняя подвергается мощному человеческому влиянию, возникает угроза самому существованию человечества: происходит загрязнение окружающей среды и истощения я природных ресурсов. Человечество уже полсотни лет начало платить долги за технические и другие успехи цивилизации: уничтожено две трети мировых лесных запасов; загрязнения атмосферы и мирового океана растет в арифметической прогрессии, в худшую сторону меняется и состояние биосферы. Учеными исследованы, что когда биосфера будет загрязнена на 33%, начнутся безвозвратное катастрофические процессы как на генном уровне микросреды, так и в глобальном уровне нашей биосферы. Сегодня эта цифра достигла - не больше и не меньше - 25% (комментарии, как говорится, излишниві).

Разновидности негативного воздействия ("технической"цивилизации) и обратного влияния природной среды (как следствие негативного влияния общества) для наглядности можно показать на следующей схеме (д см. схему):

Взаимовлияние причин и последствий негативного отношения человека к природе (как причина) и соответствующего негативного резонанса на человека от природы (как следствие) можно схематически изобразить так (рис 1)

Рис 1

В новых для человечества условиях взаимодействие общества и природы приобретает и приобретать все отличительных черт. Развитие общества должен как можно меньше наносить ущерб и как можно более способствовать выработке условий для сохранения природы, умелого и бережного ее использования. На такой платформе были сформулированы социологические взгляды, по которым общество и природа составляют единую социо-природную систему, за которой гармоничное развитие общества невозможно без всестороннего учета природного. Иначе говоря, дальнейшее развитие общества во всех его культурологических и материальных факторах, невозможно бы ез согласования с развитием природныходи.

Структуру взаимодействия, или системы общество - природная среда - как равноценные элементы - и основные направления изучения социологии экологии можно представить как взаимодействие составляющих:

- экологическое сознание;

- экологическая культура;

- общественно-экологические действия

Каждая из этих звеньев выполняет специфическую собственную роль во взаимоотношениях (желательно конструктивного характера) с природой

До недавнего времени экологическое сознание характеризовалась следующими особенностями: во-первых, она имела (и по сегодняшний день имеет) явно потребительский характер, строилась на глубокой уверенности в том,, дары земли - неисчерпаемы. Лишь где-то три десятка лет назад большинство населения начала осознавать невозобновляемость природных богатств и ограниченность их ресурсов. Во-вторых, люди долгое время невиправ дано надеялись на то, что природа сама"справится"с негативными воздействиями-проявлениями. В-третьих, общественное сознание (особенно в бывшем. СССР) была поражена беззаботностью и неоправданным покоем (в инятком, и то незначительным, были. США и. Западная. Европа, где приобретал развития движение противников"загрязняющего индустрии", движения"зеленых"и другие прогрессивные течения, которые в определенной степени могли повлиять хоть частично в на государственно-политический аппарат с целью ограничения действия негативного воздействия на природу, а также побудило к выработке конструктивных действий в этой областизі).

Сегодня экологическое сознание представляет собой довольно противоречивое явление, в котором тесно переплетены как положительные, так и негативные процессы. К сожалению, много еще равнодушия, самоуспокоенности, непонимания реальной ьнои опасности возможной экологической катастрофи.

С экологическим сознанием неразрывно связана и экологическая культура

Низкий уровень экологической культуры проявляется практически во всех аспектах:

- в экологическом образовании (эпизодическими является знание о природе, о ее взаимосвязь с обществом, об изменениях окружающей среды в процессе производственной деятельности, о взаимодействии системы"общество-прир рода-человек"дина";

- в экологическом воспитании (неуважительное отношение к природе, отсутствие личной ответственности за ее судьбу (как на локальном, местном уровне, так и на глобальном), недостаточное понимание ее красоты и и гуманистической сути)суті);

- в экологической поведении (ориентация не на гармонизацию отношений человека с природой, не на умножение богатств последней, а на то, чтобы взять от нее больше, несмотря на ее ресурсы и возможности

Нерешенность многих экономических проблем вызывает осознание важного стратегического задача - экологическая культура человека не может быть сформирована случайно, она требует целенаправленного развития ку, побуждение людей к активным действиям по защите окружающей среды. Состояние природной среды - это критерий культурного уровня не только государства, но и каждого гражданина зокреа.

Как показывают социологические исследования, очень многим не хватает знаний по экологии и по сегодняшний день сохраняется отношение к природе как к чему-то вечному, бесплатного. Это особенно проявляется в в практически-потребительской, эгоистичной поведении человека, рассматривает свои отношения с окружающим миром только с позиции"Принимая"Следует отметить, что уважение к природе начинается и состоит из. ДРИ бниць, находят свое выражение в повседневном общении, например: не рвать грибы и лекарственные цветы с корнем, не рвать все подряд, не заниматься браконьерством, особенно относительно редких видов тварь ин, не засорять природу окружающей среды и и ін.

Что касается практических общественно-экологических действий общества по отношению к природе, то основным критерием здесь служат не только знания и опыт по охране природы, так и активная экологическая повед динка и деятельность, направленные на сохранение и обогащение природных богатств. Правда, основные сложности связаны с противоречиями, которые возникли между экономической политикой и условиями, необходимыми дл я формирования экологической культури.

Экологическая активность в современных условиях проявляется по-разному, прежде всего, в большой заинтересованности людей в решении экологических проблем. Это и различные формы"зеленого движения", других общественных движений форумов, организаций, выступающих за соблюдение экологической культуры, против грубых нарушений санитарных правил предприятиями, бездействия ведомств и т др.. Акцент стратегической направленности природно охранной работы делается нана:

- экологическим требованиям современного производства, привлекает применении малоотходных и безотходных технологических процессов, максимальное использование альтернативных энергоносителей, осуществление природоохоро онных мероприятий и т.д. тощо;

- экологизации науки и техники (активный процесс экологизации всех отраслей научного и технического знания, апробация новых технологий с точки зрения экологической безопасности и т.д.;

- управлении социоприродной системы и ее координации (сочетание социальной и геоекоинформации позволяет оперативно управлять социоприродной процессами, прогнозировать тенденции развития и взаимодействия общ щества и природы на отдаленную перспективу)тиву);

- развития и обогащении экологического образования, включающая сознательный и планомерное развитие знаний об окружающей среде на протяжении всей жизни. Основная цель природоохранной работы - формирование представлений ь об окружающей природе, характер человеческого влияния на нее, формирования поведения, направленной на сохранение, обогащение и развитие среды. Важно начинать ее с раннего детского возраста, и она должна охватывать все формы общеобразовательной и профессиональной школы, различные методы и виды повышения ее ровнойїї рівня.

Следует отметить: все более возрастает интерес к проблемам охраны биосферы, к обогащению гармонии в отношениях между человеком и природой, растет всеобщая грамотность, понимание проблем, которые имеют миждерж государственное характе.

Увеличивается количество экологических организаций и их сторонников, одновременно повышается и эффективность их деятельности. Человечество сможет избежать"экологического загрязнения"лишь при условии, что лишится"с загрязнения социального".

Сегодня об экологической проблеме говорят во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, совещания, экологические движения, проводятся екополитични мероприятия как местного, локального, так и глобально ого характера. Одним из современных теоретиков общественно-экологического движения был выдающийся русский ученый и мыслитель академик. М. Моисеев. Выход из экологического кризиса он видел через коэволюции человека и био сферы, вступление человечества в новую эпоху - эпохе ноосферы, для которой будет характерно такое развитие человечества, не нарушать стабильности биосферы. Сохранение стабильности биосферы должно полностью баз уватися на тех научных знаниях, которые были получены в предыдущие века. Человек должен наконец научиться пользоваться. Разумом, предоставила ему природа. Разумная деятельность человека включает в себя осу ния собственных эгоистических стремлений. Поэтому, по мнению ученого,"новое"человечество должно быть образованным человечеством. Он указал на необходимость принятия и культивирования совершенно новых принципов, которые противоречат господствующим принципам рациональности, неограниченности, паразитичности общества в отношении природныхо природи.

К таким принципам следует отнести:

- экономическую жизнь общества должно руководствоваться тем типом рынка, который не направлен на внезапную потребительскую выгоду, а на развитие науки, экотехнологий и т др.;

- основа политической жизни - интеграция наций в единство всего человечества;

- кооперация всех отраслей знания (естественных и гуманитарных наук в единую екостратегию);

- установление общих правил отношения человека к. Природе;

- человечество должно более практически думать о будущих поколениях;

- определения и регулирования квот на использование ресурсов;

- экологизация воспитания, образования, науки, культуры

Вышеперечисленные деятельные направления составляют основу экологической

этики, которая строит представление о необходимости единства всего человечества с. Природой (идеи коэволюции)

Контрольные вопросы:

1. Предмет изучения социологии экологии

2 составит элементы системы"общество - природа"и механизм их взаимодействия

Рекомендуемая литература (к теме 6):

Белявский. Г. О,. Падун. М. М,. Фурда P. С. Основы общей экологии -. К, 1993

Горизонты экологического знания (социально-философские проблемы) -. М, 1986

Комаров. А. Д. Социальная экология: философский аспект -. М, 1990

Специальные и отраслевые социологии /. Под ред. Пилипенко. В. Е -. К:. Высшее образование, 2003

Стегний. В. Институционализация экологических интересов в обществе социогенных рисков - K, 2002

Урсул. А. Д. Перспективы экологического развития -. М, 1990