Учебники Онлайн


Тема 7 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

Религия является неотъемлемой составляющей человеческой истории и культуры на разных этапах развития

Она является объектом исследования целого ряда общественных наук, каждая из которых рассматривает религию под своим углом зрения, своими специфическими методами. Объектом исследования каждой из них есть те или иные конкретные стр. ны, элементы, взаимосвязи религии с различными сферами жизни. Так философия изучает религию как форму сознания, как специфическое мировоззрение, как способ видения мира и его познания, отражения действий сности. Философия стремится раскрыть суть природы и причины возникновения религии, религиозных представлений и образов. Культурология, искусствоведение, эстетика рассматривают религию как важную составляющую загальнолю. ДСК и национальной культур, духовное наследие человечества. История исследует конкретные формы религии, которые возникали и изменялись на определенных порах исторического развития в тех или иных странах и регионах с виту. Во подобным углом зрения рассматривает религию и археология, этнографоврафія.

Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент общества на разных социальных проявлениях и социальных уровнях, как социальный феномен. Она изучает религию как проявление социал ной поведения человека (групп), а именно: как возникают и функционируют религиозные группы и институты?;. Благодаря чему они функционируют или перестают существовать?,. Каковы отношения между религиозными группами?,. Почему м иж ними возникают конфликты?,. Что лежит в основе ритуальных действий? ін.

Социология религии охватывает широкий круг проблем, определяющих место и роль религии в обществе, ее социальные функции, закономерности функционирования развития религии и церкви. Социология религии испы лиджуе также отношение различных социальных и национальных сообществ к религиозного миропонимания и др.. Религия не существует в обществе в автономном, изолированном состоянии. Она тесно вплетена в сплошную стр уктуру, взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политической, экономической, культурной, правовой, моралью. Это влияние на общество и процессы, происходящие в нем, религ ия реализует через соответствующие институты (церковь, религиозные организации, объединения верующих), через систему организации религиозного культа, религиозную идеологию, массовое религиозное сознаниеість.

Социология религии как научная дисциплина формируется примерно с середины позапрошлого века. Своим возникновением во многом она обязана тем процессам в европейском обществе, започатков вуют эпоху. Просвещения и антифеодальных буржуазных революцийй.

Одно из важных источников социологии религии - деятельность и взгляды французских энциклопедистов, мыслителей, философов. ХУИП в:. Гельвеция,. Гольбаха,. Дидро, с чьими именами связано, в частности, интерес к о таких вопросов, как социальный статус и роль религии в жизни общества. Впоследствии появилась так называемая"теория обмана"голландского философа. Б. Спинозы, согласно которой религия расценивалась как результат в бману в интересах монархии и духовенства. Эту точку зрения разделяли и другие философы (в частности,. П. Гольбахьбах).

Попытку рассматривать религию с позиций научного мышления, не ссылаясь на теологию, сделал. О. Конт. Его философское видение религии"в пределах только разума"не исключало религию, а было призвано виднай идти рациональный смысл в религиозных представлениях и мифах, дать человеку"умную религию", которая помогла стать тем, кем человек является по своей природе. Социолог. О. Конт с точки зрения позитивизма стремился по-своему объема раскрыть роль религии в обществе. Согласно его позицией, суть религии - это служение благу человечества и единства. Религия охватывает все стремления человеческой природы: деятельность, любовь и мысль, руководит пол итикою, философией, моралью. Конт начал такой подход к ее развитию, по которому религия считалась необходимым компонентом общества (социологический подходпідхід).

С социологической позиции (ее элементов) впервые рассматривали религию (в отношении государства в его историческом развитии). Г. Гегель, JI. Фейербах, позже. К. Маркс,. Ф. Энгельс

Наибольший вклад в становление социологического исследования религии внес. К. Маркс, который рассматривал религию как социальный феномен: она включена в систему социальных отношений, выполняет вполне реальные функц ции в жизни общества и удовлетворяет определенные интересы и потребности человека. Особенностью теории. Маркса является то, что историческую природу религии он представляет как порождение переходных социальных условий, которые выполняли а прежде всего идеологическую функцию (оправдывала существующие порядки, порождала иллюзии о возможности справедливости, проповедовала необходимость страдания и т др.). Маркс, весьма критически оценивая религ ию и ее роль в обществе, отмечал, что"религия - опиум для народароду".

Во многом не соглашался с. К. Марксом. М. Вебер - один из основоположников социологии религии. Он видел в ней один из факторов социальных изменений. Отрицая объективные закономерности развития общества ьства, предпочитая духовным факторам,. М. Вебер религиозные явления не выводил из социальных отношений, поскольку, по его мнению, религия имеет"собственные религиозные источникирела".

М. Вебера интересовали прежде мировые религии, имевшие больше сторонников и наибольшего веса оказывали хода истории частности, в работе"Протестантская этика и дух капитализма"он исследует вклад христианства в историю. Запада, доказывая, что протестантская. Реформация, протестантизм способствовали пробуждению духа предпринимательства и культивировали аскетический стиль жизни, который стимулировал развитие современной кап италистичнои экономики, превращение феодальной. Европы в цивилизованное общество. Он обнаружил, что крупные религиозные традиции, табу значительное влияние на различные аспекты развития. Запада и. Востока -. Иуда изм, ислам, католицизм и протестантизм большей степени способствовали рационализации социальной жизни, чем индуизм, буддизм и конфуцианство. Вебер стремился, таким образом, обнаружить в истории связанные с религией к. Орен. Новой истории, современной западной культуртури.

Французский социолог. Е. Дюркгейм - также один из основоположников социологии религии - стремился воссоздать общую для всех религий ее основную структуру. Он видел в религии определенный институт, неразрывно п связан с человеческим существованием. Ему важно было найти простые структуры,"першоцеглинкы", из которых строится религия в ее различных исторических вариантах. Ему принадлежит важный тезис о религии как о факторе социальной интеграцииації.

Дюркгейм отождествлял религию с общественным сознанием, сама же религиозное сознание является основой, которая обеспечивает целостность любого общества, а развитие и укрепление религиозных верований, в свою очередь в, обеспечивает стабильность социальной системы. Труда. Дюркгейма и. Вебера стали полной мере родоначальных в области социологии религии. Ее дальнейшее развитие шло по пути намеченных ее родоначальниками подходов: религия и стабильность в обществе (тема. Е. Дюркгейма), религия и социальные изменения (тема. М. Вебераера).

Существенным дополнением к этим двух подходов (Е. Дюркгейма и. М. Вебера) выступает творческое наследие. В. Малиновского, в трудах которого был дан функциональный анализ религии и магии. Его тема - религия и под преодоления кризисов человекиною.

Социологические взгляды о религии развивали также выдающиеся социологи. В. Парето,. Ф. Теннис

С середины XX в в. США возникает новый влиятельное направление в социологии религии - феноменологический (доминанта чистого сознания, значительный вклад в который внесли немецкие социологи. Р. Отто, и. Вах, американсь ьки. П. Бергер,. Т. Лукман), с построением новых контуров структуры социологии религийлігії.

Первое и ключевой вопрос социологии религии - выяснить сущность природы религии. Относительно этого существует несколько точек зрения, предлагается ряд принципов, а именно:

- объективно-идеологическая или теологическая (религия рассматривается как продукт божественного творения, как нечто, что дано человеку через прозрение, здесь определяется сверхъестественное источник религии);

- субъективно-идеологическая (согласно которой человеку присуща"религиозность","увирювання","поклонение превосходства");

- материалистическая (согласно которой религиозное чувство не является врожденным, а приобретенное, и его корни следует искать не в природе человека, а в условиях ее существования)

Все религии выступают основной формой общественного сознания, иллюзорно, фантастически отражает и жизни людей. Эти точки зрения отвечают не только на вопрос, что такое религия, а и есть. Бог, источников ло, гармония и содержание. Вселенной. К этому следует добавить еще одну точку зрения, до сих пор принципиально нестандартную. Она объединяет идеологическую и материалистическую и является, своего рода, гармоничным сочетанием существования. Большой ого. Начала,. Абсолюта,. Высшего. Разума,. Вселенной в его материалистическом смысле, как проявление энергии, информации, гармонии. Такая точка зрения получила свое легализации сравнительно недавно и, что интересно, велик а количество как философов, так и физиков прорабатывают данную тему на предмет ее доказательства. В этой области есть положительные результаты, данная точка зрения все больше приобретает развития, восприятия, в частности среди интелиге нтних образованных слоев населениялення.

Одним из направлений, которое является объектом исследования социологии религии, является выяснение таких вопросов, как ее возникновения и механизм распространения

Материалистическая философия, психология, история культуры, этнография, археология и другие науки, которые так или иначе касались феномена религии, доказали, что последняя, ??как таковая, является все же продуктом исторического ческого развития, и ее корни следует искать в условиях материальной жизни людей разных исторических эпох. Анализ исторического развития общества от первобытного строя к нынешней эпохи дает возможность опишешь ити основной механизм появления верований разных форм и дальнейшее их распространение, проникновение в сознание людей, а также проследить путь формирования и трансформации их в массовое институциональную форму. При этом сл ид разграничивать социальные и гносеологические корни религии, которые тесно связаны и переплетаются между собой. Социальные корни религии - это те общественные, материальные условия жизни людей, которые порождают ре. Лиги и способствуют ее дальнейшему развитию. На базе социальных условий возникали и гносеологические (познавательные) корни религий, которые зависели от характера познавательной деятельности людиюдей.

Механизм формирования различных форм верований заключается в том, что человеческое познание само по себе дает определенную объективную истину, но в нем случаются разного рода недостатки, ошибки, которые, в основном, вызывают ют ошибочные выводы относительно истинности окружающего мира. В результате этого создается возможность преобразования определенных абстрактных понятий в фантастические формы. Такие фантастические представления вроде"отрываются е д жизни"и создается основа, база для религии и идеализма (ограничение познания, оторванность от материи, от природы), - разные первичные формы религииї:

- магия (вера в волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир: явления природы, людей, духов);

- фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам);

- онимизм (религиозное представление о душе и духи);

- тотемизм (предоставление животным содержания священности)

Издавна у многих народов существовали формы первичных примитивных религий и элементы современных религий. Возлагая надежды на сверхъестественные силы, религия отвлекала от поисков настоящих путей познаний ния природы с целью улучшения жизни человека. Возникновение государств обусловило появление религий нового типа. В античные времена (Древние. Египет,. Греция,. Рим) это были религии политеистических состава (многобожие). В дальнейшем, с глубокими социальными изменениями на мировой арене, с приближением средневековья возникли религии"новой эпохи"- религии единобожия: буддизм (VI в н е), христианство (I в н е), ислам (УП в н еП ст. н. е.).

Таким образом, порождение религиозных систем связывается с социально-экономическими условиями. Эти мировые религии имеют общие черты. Прежде всего, это: связь с социально-экономическими условиями, адресов д всем народам, первоначальная социальная направленность на удовлетворение интересов и чаяний низов, дальнейшая трансформация в идеологию правящих классов и т.д.. Так, буддизм, пришедший на изменение брахманизма (идеология родоплеменной военной элиты), стал более приемлемой религией - не только для правящего класса, но и для порабощенных масс, видели в новой религии надежду на получение я свободного жизненноття.

Христианство же возникало из стихийной борьбы за освобождение из-под гнета рабовладельцев и режима. Римской империи. Понадобилась новая религия (вместо языческой,"имперской", которая давала духовное утешение, надежду на вечную загробную жизнь, избавляла от страданий и унижений. Однако и само христианство несколько веков испытывало жестокие преследования, пока позже не превратилось в государственную религию. Римский й империи. Итак, возникновение христианства имело определенное социально-экономическое и политическое основентя.

Ислам возникал на перекрестке противоречий между родовой знатью и средним ниже прослойкой населения случае процесс формирования религиозного господства имел социально-политический характер. Сначала ислам отра ивав интересы оппозиционных слоев (средние и бедные слои населения), но впоследствии мусульманство стало на защиту интересов господствующих слоев и, в частности, военных аристократовії.

Постепенное охвата и бедных масс, так и господствующей верхушки религиозной системой говорит и о ее двойной рациональный характер, и о том, что религия, власть, государство - это взаимосвязанные социальные др. нституции. Широкие бедные массы для религии - это объект воздействия, направленность, интерес власти. Правящая верхушка - это инструмент власти. Можно утверждать, что система религии - это система"государства"в государстве. Сам. Ватикан является примером того, что религиозная система в нем выступает государством (в данных случаях понятие"религия"отождествляется с понятием"церковь"ва").

Свои основные функции любая религия (как мировоззрение, вера) реализует через церковь (система учреждений, ролей, функций, традиций и т др.). Религия и церковь в жизни людей играют большую роль. Хотя 70 лет в в советские времена сама по себе религия и церковь были"запрещенные"или находились в состоянии, государство только терпела, то с распадом. СССР народ в значительной степени"розчаклунився"и религиозно-церковная сист ема расширила свои границы во всех своих формах взаимодействия с обществом. Как бы то ни было, но человек сам приходит в церковь и обращается к вере, поэтому религия и церковь неразрывно связаны с человеческим й сущностью. А потому влияние религиозного фактора на поведение и деятельность человека не следует ограничиватьжувати.

Одна из основных функций, которую выполняет религия, - это так называемая иллюзорно-компенсационная функция облегчения или снятия морально-психологических переживаний, облегчения забот, душевной боли

Эта функция, безусловно, полезна для верующих, а вера, кроме того, становится фактором сближения людей одной веры благодаря системе их общения: молитвы, обряды, церемонии. Это так называемая коммуникативная функц ция религии, которая, кстати, может служить источником определенных социальных изменений - как локального, так и массового характера. В этом плане религия может и объединять, и разъединять людей (на религиозно-национальной ней основе), что может быть основанием для определенных политических видозмиін.

Религия производит едины для собственной системы нормы поведения, принципы, ценностные ориентации, выступающих регуляторами повседневной жизнедеятельности верующих. Это - проявление нормативно-этической функции религий иї.

Следует указать, что все функции религии взаимосвязаны и направлены на то, чтобы удерживать в повиновении и спокойствии всех верующих, распространять влияние на другие слои населения

Как уже подчеркивалось, общество тесно связано с религией. Религия и общество - важный аспект исследования социологии. Религия прежде всего рассматривается в системе государственных и политических относи ин, в таких взаимосвязях, как религия и экономика, религия и семья, религия и социальная стратификация и мобильностьть.

Взаимоотношения"государство и церковь"- это особая форма общественных отношений, которые, прежде всего, определяются историческими условиями, государственным и общественным строем, социальной позицией церкви, уровнем религий ийности населения и т ин.

Церковь всегда, на всех этапах своего развития, функционировала не только как религиозный, но и как социальный институт, имеющий собственную общественную и политическую позицию. Поэтому во взаимоотношениях между государством как в объектом политической власти, и церковью, которая всегда претендовала на участие в решении политических проблем, были и есть противоречияі.

протяжении истории и до наших дней известны три разновидности соотнесений церкви и государства. Первая разновидность - это господство церкви в государстве - в прошлом был распространен в странах католицизма, а в современных условиях вах распространен в странах ислама. В противоположность этому - господство государства над церковью существовало в царской. России, в советские времена и постсоветский период. Третий, альтернативный вид равноправия (союз) между церковью и государством распространен во всех западноевропейских государствах и постепенно распространяется в странах. СНГ (кроме азиатского регионану).

С развитием демократических преобразований в общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни Украины религия и государство нашли взаимопонимание в отношениях как равноправные формы общественно й сознания. Религия стала важным элементом национальной культуры и сознания. Православная вера (как основная и наиболее распространенная в Украине) проникает во все сферы общественной жизни нашей страныни.

Что касается системы отношений религии и экономики, то социология всегда рассматривала экономическую деятельность, поведение как конкретное проявление социального поведения, деятельности в целом, т.е. комплекс ролей и функций, на которые влияют не только политические, культурные факторы, но и религиозный.

Наиболее весомым аргументом в пользу такого взгляда является анализ исторического процесса через призму взглядов. М. Вебера. В работе"Протестантская этика и дух капитализма"он доказывает, что аскетизм, протестан нтизм оказал решающее влияние на развитие капитализма - современного общества индустриального типа. Силу влияния религиозного мотива на поведение и деятельность как конкретного индивида, так и крупных спи льнот, известный американский экономист. А. Маршалл сравнивал с экономическим мотивом, отмечал, что почти всегда эти две силы имели большее значение, чем все остальные вместе взятые. По его мнению, религиозные мотивы иногда могут быть сильнее экономических. Правда, мотивы действуют существенно в определенную историческую эпоху и при определенных обстановкиставин.

касается социальной стратификации и мобильности в обществе (социальное положение и социальные перемещения), то следует иметь в виду, что религия - одна из ряда изменений стратификации, к числу которых можно отнести престиж профессии, и ранжирования по уровню власти, доход или богатство, образование и т др.. Единственным современным примером базирования социальной системы стратификации на религии является кастовая система в. Индии. Это - сис тема социального неравенства, которая детерминирована самой религииією.

В современном обществе существует тесная взаимосвязь между церковью и семьей. Иногда семью считают естественным носителем религии и"религиозной"образования. Социологические данные подтверждают, что религиозная пропаганда би ильшою степени направлена ??на женщин и детей, а среди церковных ритуалов преобладают, в частности, те, которые связаны с семьей. Церковь способна осуществлять определенной степени и функции социального контроля в отношении семьи (регулирует смешанные браки, семейные разводы и т др.). Очевидно, что религия и церковь - один из факторов, который влияет на изменения в семье и браке шлюбі.

Не пребывает вне поля зрения социологии религии и влияние религии на человеческое сознание. Это влияние базируется на тесном переплетении религии с моралью. Между ними существует тесная взаимосвязь. Как правило церковь от тотожнюе свою религиозную мораль с общечеловеческой. Но общечеловеческая и религиозная мораль не тождественны. Существенно изменился характер отношений между религией и наукой. Веками наука преследовала религию. По ос. Танну века это отношение существенно изменилось в пользу науки. Поэтому огромные успехи науки, обнаружили несостоятельности религии все больше соблазняют богословов к поискам компромиссов между религией и н аукою. С целью укрепления и обоснование религиозного влияния максимально используется авторитет науктет науки.

Итак, социология религии, как одна из отраслей социологической науки, изучающая взаемопроникненисть общества и религии, влияние последней на изменения в общественной среде, наряду с другими общественными факто. Орам углубляет научное понимание религии как продукт общественного развития.

Контрольные вопросы:

1. Природа религии, ее разновидности и формы

2. Функция религии и ее спивдияльнисть с государством

Рекомендуемая литература (к теме 7):

Вебер. М. Социология религии / /. Вебер. М"Избранное"-. М, 1994

Гараджа. В. И. Религиоведение. Уч пос -. М, 1995

Гараджа. В. И. Социология религии -. М, 1996

Левада. Ю. А. Социальная природа религии -. М, 1965

Радугин. А. А. Введение в религиоведение. Курс лекций -. М, 1007

Специальные и отраслевые социологии /. Под ред. Пилипенко. В. Е -. К:. Высшее образование, 2003

Яблоновому. И. Н. Социология религии -. М, 1979