Учебники Онлайн


Тема 32 девиации И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

321 Девиантное и делинквентное поведение

Большинство людей обычно стараются приспосабливаться к общественным нормам год - это нормы усвоены и восприняты ими в процессе социализации. В детстве (в семье, школе, в общении со сверстниками и соседями) человек узнает как следует и как не подобает вести себя, производит регулятор поведения, внутренний контроль. Одновременно она находится и под внешним контролем со стороны социальных групп и со стороны государства. Однако в любом обществе отклонений не избежатьнути.

В обществе всегда существуют люди, которые нарушают не только моральные, но и правовые нормы. Ученые утверждают, что общество, которое развивается нормально, состоит примерно на 10-12% из"героев"н на те же 10-12% из"нарушителейquot;порушників".

Но ни одно общество не может быть разделено просто так на нарушителей социальных норм и стопроцентно послушных граждан большинство из нас при определенных условиях нарушает устоявшиеся нормы поведения - кто не нарушу ував правил уличного движения или хотя бы раз не проехал без билета в общественном транспорте?

Такое поведение, что не согласуется с общественными нормами, не соответствует ожиданиям группы или общества в целом, называется девиантным

девиации называют, в основном, отклонение от так называемых неписаных социальных норм (этикета, обычаев). Есть девиантное поведение, осуждается обществом (неопрятный внешний вид, громком разговоре ова в общественном транспорте, алкоголизм, самоубийство), а есть и такая, что одобряется обществом (она определяется чрезвычайными способностями гениев, выдающихся спортсменов и общественных деятелей, т.е. т их людей, достижения которых превышают рамки нормы).

Относительность девиации

Представление о норме и девиации связаны с социальным контекстом и не совпадают в разных обществах и даже в субкультурах. Действия людей не являются хорошими или плохими по своей природной сути, норма и дев виация определяются социально. Каждое общество вырабатывает свои образцы социально приемлемого поведения. Поэтому то, что в одном обществе или группе является нормой, в другом - может быть расценено как девиация. Скажи мо, открытое лицо женщины недопустимо в тех обществах, которые живут по закону шариата. В некоторых странах азартные игры разрешены, а в других - запрещены. Во многих мусульманских странах (Иран,. Сауд ская. Аравия) строго запрещено употребление алкогольных напитков. Так же в разных странах разное отношение к абортам, проституции, азартных игр, употребления наркотиковкотиків.

Со временем представления о норме и девиации меняются даже в том самом обществе. Вот некоторые примеры: перепродажа дефицитных товаров по более высокой цене, то есть то, что в Украине во времена. Советского. Союза вв важалося спекуляцией, сегодня считается бизнесом. Или, скажем, сегодня в. США употребление алкоголя является вполне легальным, но и9и9-и933 гг - в период"сухого закона"- алкоголь в этой стране был запретят нив заборонений.

В большинстве современных обществ девиацией считается самоубийство. Но известно, что в традиционном обществе, там, где условия жизни были суровыми настолько, что сообщество балансировала на грани голодной смертности те, существовал обычай избавляться от тех ее членов, которые переставали приносить пользу через их старости или увечье правило, такие лица уходили из жизни добровольно. В датчан, готов этот обычай сохранился до христианской эры, то есть почти до начала XI в. В вестготов была так называемая. Скала предков, с которой бросались старые, которые не хотели обременять собой родственников. Такой же обычай описан в испанских кельт ей. А гце сравнительно недавно, уже в. Новое время в горных селах провинциальной. Японии пожилые люди, которые не могли работать, требовали, чтобы их дети относили их в горы и оставляли там умирать от голода. Этот обычай, известный нам по литературе и кинематографу, оставил след и в географии: название горы. Обасутеяма дословно означает"Гора, где оставляют бабушекають бабусь".

есть только общество решает для себя считать или не считать какую-то поведение такой, отклоняющееся от нормы. Нормы связаны не только с обществом в целом, но и по отдельным классом, профессией, н национальности, религиозной конфессией и др.. Например, католики не воспринимают абортов, несмотря на то, каким является отношение к этой проблеме общества в циломму.

Никто не нарушает всех норм. Даже те, кто игнорирует общепринятые в обществе моральные и юридические нормы, такие как бандиты, соблюдают правила преступного мира

Однако во всех обществах и общественных группах осуждаются такие явления, как посягательство на жизнь, здоровье и имущество их членов

Нарушение формальных общественных норм называют делинквентным поведением

Стоит отметить, что среди ученых не существует единодушия относительно употребления термина"делинквентное поведение"Американский юрист и социолог. Эдвин. Сазерланд считает, что для делинквентного поведения власти иве усвоения, во-первых, технических приемов совершения преступлений и, во-вторых, мотивов, побуждений, рациональных убеждений и установок, способствующих нарушению закона. Мир делинквентности - это мир тех, кто подчиняется своим законам, и его социальные нормы составляют силу, направленную против существующего социального строя. Такой подход к пониманию делинквенции является наиболее распространеннойайпоширенішим.

. Делинквентное поведение - это поведение, обусловлена ??наличием систем ценностей и норм, которые отклоняются от тех, которые доминируют в обществе, при этом индивид, который воспринял делинквентного культуру, определяет свое поведение как правильн.

Другие исследователи соглашаются, что делинквентное поведение связано с нарушениями правовых норм, но не столь значительными, чтобы за них нести уголовную ответственность, а серьезные нарушения норм крим номинальной права, т.е. преступления, предлагают называть криминальной поведенческой.

А в криминологии делинквентное поведение определяется как сугубо молодежное правонарушения, то есть такое, которое осуществляется молодыми людьми в возрасте от 12 до 20 лет

При оценке социальных отклонений существуют две концепции: относительная и абсолютная. Сторонники первой (релятивисты) считают, что нравственные и даже некоторые правовые нормы могут анализироваться только в связи с с конкретным обществом, его социальной организацией и культурой. Сторонники абсолютной позиции (етноцентристы) утверждают, что должны быть найдены и зафиксированы общечеловеческие нравственные ценности и нормы/

Функции девиации

Хотя это может показаться странным, но девиантное поведение, также способствует эффективному функционированию общества

Во-первых, она усиливает подчинение нормам. Вызывая враждебное отношение к нонконформистов, социальная большинство, или властная верхушка укрепляет идеи о том, что является правильным, сплачивая таким образом соц ных группу вокруг определенной системы ценностей, норм и убежденийь.

Во-вторых, осуждая определенные акты отступления от социальных норм, члены группы четко очерчивают для себя самих, что является нормой

В-третьих, привлекая внимание к нарушителям норм, группа определяет врагов или оппонентов, а борьба с такими способствует консолидации группы

В-четвертых, рост определенного вида девиаций привлекает всеобщее внимание к тем проблемам, которые существуют в данном обществе или социальной группе, так, скажем, резкое повышение уровня алкоголизма и наркоманий ее в обществе свидетельствует, что в нем что-то негараз.

В-пятых, девиация ставит под сомнение существующий порядок, т.е. выступает катализатором социальных изменений. Можно сказать, что девиация является призывом к пересмотру старых норм и одновременно новой моделью качестве примера д можно привести поведение диссидентов во времена. Советского. Союза, которая тогда считалась девиантным, а впоследствии, ценности отстаивании диссидентами, превратились в норму жизни обществва.