Учебники Онлайн


Традиционное общество

Традиционное общество (до индустриальное) - это наиболее продолжительная из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство своей истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с с аграрным укладом, мало динамичными социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Перев ажае натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а значит - разделение труда является несложным. Этому обществу вла. Стива инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный обществльство.

Индустриальному обществу

Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с. ХVIII в, результате промышленной ре эволюции, охватившей сначала. Англию и. Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции состоит в переходе от ручной го способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом о промышленных революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задачи, я ке было главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их самыми необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-всего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего обществільства.

Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированных ни общественные статусы ("рабочий","инженер","железнодорожник"и др.), исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения места человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом"неблагородным"В индустриальном же обществе каждый завойову есть свой статус личными заслугами - капиталист, который обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие общей доступности образованийостей, внаслідок загальної доступності освіти.

В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализованимы. Современный горожанин за неделю сп пилкуеться с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные"маски": не как конкретный индивид с конкретным индивидом ко жен из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как. Преподаватель и. Студент или. Милиционер и. Пешеход, или. Директор и. Работник ("Говорю вам как специалист","у нас так не принято","профессор сказал" заведено...", "професор сказав...").

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (термин предложен. Дениеллом. Беллом в 1962 г). В свое время. Д. Белл возглавлял"Комиссию 2000 года", созданную решением. Конгресса. США. Задачей этой комиссии было наработки прогнозов социально-экономического развития. США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований,. Дениелл. Белл вместе с другими авторами написал книгу"Америка в 2000 г"В этой книге, зокре ма, доказывалось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап. Дениелл. Белл и назвал"постиндустриальное мі назвав "постіндустріальним".

Во второй половине XX в в развитых странах мира, таких, как:. США, страны. Западной. Европы,. Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, щ что уже в 70-х гг XX в ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI веке неграмотными считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться вновьзнову.

В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной п продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка др. тегруеться в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центрическим, то постиндустриальное общество характеризуеть ся культуро. Центричность: растет роль"человеческого фактора"и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые ко мпоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как отметил. Дениелл. Белл,"постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как и ндустриальне общество не ликвидирует аграрный сектор экономики"Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть"человеком экономическим"Доминантными для него становятся новые,"пост материале соприкасающихся"ценности (табл. 41;пост матеріалістичні" цінності (табл. 4.1).

Первым"выходом на общественную арену"человека, для которого приоритетными являются"пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе,. С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг XX вот, который задекларировал смерть ь протестантской трудовой этики как морального основания западной индустриальной цивилизацийдустріальної цивілізації.

таблицы 41. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

Основные окладові Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Технический базыс индустриальнымй информационнымий
Основа общественного

благосостояниеу
Товари знаниямия
Массовый класс Рабочийи Служащие, менеджери
принципов управленияя Руководство согласованиюя
форм собственностиі частныха акционернойа
политического режимам Авторитаризм, представительная

демократиия
Непосредственная

демократия, самоуправлениея

Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали такие ученые. Збигнев. Бжезинский,. Элвин. Тоффлер,. Реймон. Арон,. Кеннепг. Боулдинг,. Уолт. Ростоу и др.. Правда, некоторые из них употребляли собственные термины для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет. Боулдинг называет его"постцивилизации"Збигнев. Бжезинский предпочитает термину"технотронной обще льства", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин. Тоффлер называет его"супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобиль е общество, которое базируется на высоко передовой технологии и пост материалистической системе цинностематеріалістичній системі цінностей.

Элвин. Тоффлер в 1970 г. писал:"Жители. Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем в незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти дв и группы вместе составляют около 70% населения. Земли. Это люди минулогди минулого.

Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX века сформированы механизацией и массовым образованием, воспитанные на воспоминаниях п о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди сучасногного.

Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в. Нью-Йорке,. Лондоне,. Токио о миллионах людей можно бешенство зать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриальной обществава".

Можем дополнить. Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, которая ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные пос слуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую че. РГУ - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг XX в в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в. США - 25% и 70% работаю чего население; в. Германии - 40% и 55%, в. Японии - 36% и 60%): чем больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы пр обництва, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятыхтих;

изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому деления). Например,. Дениелл. Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталист тов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и неком мпетентнистю. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главенствующую институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях менее двух главных дл ния: творить теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертовів;

созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.)

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение термина"общество"и охарактеризуйте его основные признаки

2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества

5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки. Ф. Тьонниса)?

6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества

7. Что такое"аномия"?

8. Чем теория аномии. Р. Мертона отличается от теории аномии. Е. Дюркгейма?

9. Объясните разницу между понятиями"социальный прогресс"и"социальная эволюция"

10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией?

11 названий известные. Вам критерии типологии обществ

12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ

13. Сравните традиционное и индустриальное общества

14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество

15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества

16. Или можно украинское общество считать постиндустриальным?