Учебники Онлайн


Понятийно-функциональное отображение действительности

А нализ процессов понятийного отражения действительности занимает центральное место в работах. Мегрелидзе, который сумел преодолеть некоторые недостатки марривського учения, сохранив и углубив ценное в функционал ные семантике. В своей фундаментальной работе"Главные проблемы социологии мышления"он посвятил большой раздел анализу возникновения понятий, функционирование их при определенных социально-культурных условий. Этот анализ можно рассматривать как блестящий образец действительно творческого подхода к решению научных проблем и как базис для дальнейшего развития нового учения о понятии про поняття.

Понятие писал. Мегрелидзе, не какая-то особая категория познания, выражающая всегда одно и то же. Понятие есть прежде всего понимание, особая разновидность интеллектуальной деятельности по конкретизации мыс. Слим предметов. Понятие выражает не отстраненную сущность, а"схему"целой мысли. Если мы ясно осознаем то, что собственно понимается под понятиями"причина"или"сила", то никакого конкретно-образного содержательные ту в нашем сознании мы не найдему нашій свідомості ми не знайдемо.

Правильное отражение объективной действительности в понятиях обусловлено возможностями практического воспроизведения закономерностей объективной действительности. Поэтому для адекватной характеристики механизма образования и ф функционирования понятий крайне важно учитывать, что люди различают и мыслят предметы не для них самих, а ради удовлетворения своих потребностей. Отсюда следует характеристика функциональности понятия, а именно: осмысление вещей и образования понятий происходят не по внешним сходством предметов и не по близости их объективных физических признаков, а за тождеством или различием функций этих предметов в социально-исторической практике людией.

Начав с рассмотрения структурно-функционального метода анализа в лингвистике, мы постепенно перешли к вопросам философского характера о сознании и мышления. Этот переход обусловлен самой логикой анал лиза, которая требует для глубокого понимания данного метода выхода в сферу методологии научного познания, которая является относительно самостоятельным компонентом гносеологї.

помнить о том, что философия современного структурализма базируется на таком главном для нее положении: методы тех наук, которые возвысились до уровня высоких теоретических обобщений и в состоянии эффективно но использовать логико-математический инструментарий для анализа различных структур и функций, обусловлены не только исследуемой предметной областью, но также целями и задачами познания, ориентированного ого на связь мощного технического обеспечения науки с рациональным мышлением современных учени.

Методологическая самосознание и рационализация научно-теоретической деятельности

Любая достаточно зрелая наука теоретическую самосознание. Это означает, что она хорошо осведомлена о свои исторические корни и критически относится к бремени традиций, иногда только мешают о осуванню вперед. Кроме того, теоретическая самосознание позволяет науке согласовать свои методологические представления с общей методологией научного познания. Так, ряд гуманитарных наук не противопоставляет метод ологию социального познания общей методологии научного познания, о чем свидетельствует тенденция к структурированию своих объектов в этих науках. Это очень важно иметь в виду, чтобы не утонуть в схоластич них спорах о выделении наук о"духе"и наук о"природе"Защитники такого разграничения обычно считают, что методы, используемые в социальном познании, в области гуманитарных наук имеют быть более"гуманистическими", чем"холодные"и"равнодушны"к своей предметной сферы методы естествознания, технических наук и математики. Такая защита не выдерживает серьезной критики. Любой научный м етод составляет систематическую процедуру, составленную из последовательности конкретных действий и операций, знание которых и образует то, что называют методологией определенного научного познания. Хорошо отработанный метод в определенном смысле алгоритмом, пригодным для решения определенного типа задач, но не проблем. Сложные научные проблемы меньше подвергнутыми алгоритмизации, на чем и спекулируют сторонники разделения наук на науки о"духе"и науки о"природе"Получается так, что гуманитарные науки имеют дело преимущественно с проблемами, которые трудно или невозможно перевести в разряд развязных задач, зато в естествозна стви, технических науках и математике преобладают алгоритмизовувани задачи. Отсюда следует, что в социальном познании должны господствовать"интуиция","сопереживание событий","априорное вбачання истины"то что таким выводам не могут позволить себе серьезные ученые, будь то будут филологи, математики. Они прекрасно понимают, что интуиция обязательно должна быть подкреплена систематической и кропотливой работой, а также требовательной самокритичностьо інтуїція обов'язково має бути підкріплена систематичною та кропіткою працею, а також вимогливою самокритичністю.