Учебники Онлайн


7ОСОБИСТИСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

В чем заключается сущность власти?

Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим людям, причем и те, и другие рассматриваются как представители больших социальных групп, то она затрагивает социальные отношения. При этом она по сути выступает одним из видов этих отношений. Речь идет о социальных отношениях власти или властные отношенийни.

Власть - одна из фундаментальных основ общества, всех его структурных уровней"Власть"- понятие неоднозначное. Когда мы говорим о власти, то чаще всего думаем о политике менее, власти касается ся каждого из нас в повседневной жизни. Приходится подчиняться тренеру, начальнику, родителям, поскольку они имеют над нами власть. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в производственных коллективах, в разного рода организациях и учреждениях, в семье и т і т.п.

Во французском языке власть - это синоним центрального правительства; по-английски - это еще и государство; немецкое слово"die Gewalt"используется для обозначения мощности, а также насилия в украинских и ро. Осийский языках термин"власть"употребляется как синоним начальства, а во множественном"власти"- это властные органы государства (властные структуры).

Термин"власть"прежде всего имеет отношение к политическому дискурсу, но мы можем говорить и о власти нищеты, поэзии, любовных чар. Слова"мощность","сила","влияние","права","нормы"," ния","богатство"стоят в одном ряду с"властью": мощь и силу объединяют с властью особые качества - способность к какому-то делу, осуществления. Влияние, богатство, нормы, а также обычаи, навыки представляю во собой некое подобие власти, реализуется как-то по-другому и в других отношениях конце концов, права, полномочия, авторитет - это какие-то неотъемлемые дополнения (и в этом смысле продолжение) властей и, ее инструменты и условия осуществленияння.

Власть, владение - это одно коренные слова, совпадающие по сути, а это значит, что власть, как и имущество, нельзя терять, передавать, получать и делить. Вместе с тем, власть может рассматриваться как функция я, и в этом случае она уже не может быть монополизирована одним лицом. Более того, функция начинает возвышаться над людьми, делает их заложниками структурных отношений, которые обусловлены навыками и тр адициямы политического взаимодействия. Власть будто отчуждается, становится"личиной", и личность в этом случае просто играет определенную роллоль.

Власть неразрывно связана с влиянием, часто эти понятия употребляются как синонимы, различающиеся только по силе воздействия. Власть отличается от влияния высокой силой действия и вероятностью подчинения

Для одних власть - особого рода воздействие, для других - способность к достижению определенной цели, для третьих - возможность использования тех или иных средств, для четвертых - особые отношения между управляемым и и руководителями.

Большинство исследователей связывают власть с подчинением, приказом, зависимостью. Толкотт. Парсонс, например, считал, что власть - это символический посредник, аналогичный деньгам, которые сами по себе"ничего не стоит те", но принимаются в ожидании, что они смогут впоследствии"касуватися"Согласно определению. Бертрана. Рассела, любое достижение намеченного результата действия уже проявление власти - независимо от того, приводит во такое достижение к столкновению с другими людьми или нет. Макс. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Ханна. Арендт отмечала, что власть не является собственностью одного человека, а принадлежит группе людей, пока они действуют согласованно. Энтони. Гидденсвидзначав, что обладание властью означает способность менять порядок вещей. Г. Саймон утверждал, что без коммуникации не существовало ни власти, ни влияния. По мнению X. Хекхаузена, о власти можно говорить только тогда, когда кто-нибудь оказывается в состоянии побудить другого сделать что-то, чего этот другой не стал бы делать саинити сам.

По мнению. С. Лукс, обладание властью ровно сильно потому, что от кого-то или чего-то зависят результаты или последствия совершенных действий, влияющих на существование и / или интересы людей и обстоятельств. Лукс считает, щ что власть - не просто будничная, а морально значимое или нетривиальная действие проявить свою власть по отношению к любому - значит столкнуться с интересами, а точнее говоря, пойти против его воли соблазниться на его автономностьть.

Можно выделить общие свойства власти:

социальный характер, ведь власть существует только в отношениях между людьми и не может быть персональной, личной свойством любого лица;

асимметричность, поскольку она характеризуется неравномерностью влияния, его направленностью от руководителя к подчиненному;

целеустремленность, или целевая детерминация власти, поскольку власть строится на основе определенной цели организации, руководителя, сотрудников;

потенциальный характер влияния ресурсов (средств) власти, ведь всегда есть ожидания вознаграждения или угроза наказания;

вера исполнителей в способность руководителя (носителя власти) оказывать влияние на них самих, их потребности и интересы;

-возможность сопротивления или даже неповиновение, ведь человек имеет свободу выбора и в исключительных случаях может выбирать смерть но не подчинится;

причинная, каузальный характер власти: власть одного человека выступает причиной поведения другого человека, которая, в свою очередь, является следствием властного воздействия первой;

частичная, ограниченная властная детерминация поведения, поскольку власть не распространяется на личную жизнь и свободу

В научной литературе существуют различные определения власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. В каждом из определений акцентируется внимание на той или иной стороне или проявлении власти; это в свою очередь связано с определенным подходом к анализу властейи.

Можно выделить целый ряд важнейших направлений в истолковании власти:

системные трактовки власти, основанные на признании ее происхождение не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Власть в таком случае рассматривается как способность системы обеспечивать й ее выполнения элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей. Акцент ставится на понимании власти как средства социального общения (коммуникации), что позволяет регулировать к онфликты и обеспечивать интеграцию организацииї;

структуре функциоиалистськи интерпретации, когда власть рассматривается как способ самоорганизации человеческого сообщества, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть трактуется я как свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Подчеркивается при этом, что власть связана с занятием руководящих должностей, до-зволяе влиять на людей за д опомогою позитивных и негативных санкций, поощрений и наказанийь;

телеологические (с точки зрения цели): власть трактуется как устойчивая способность достигать поставленные цели, получать намеченные результаты;

конфронтационные определение - понимание власти как столкновение, конфронтации свободы и доминирование определенной воли;

бихевиористские концепции власти, согласно которым власть представляет собой особый тип поведения, при которой одни люди командуют, а другие подчиняются. Основной акцент ставится при этом на субъективной мо тивации власти. Импульсом для возникновения власти считается стремление (воля) к власти и обладание соответствующей энергией. Человек воспринимает власть, с одной стороны, как средство улучшения собственной жизни (приобретение б агатства, престижа, свободы, безопасности и тп), а с другой - как самоцель, позволяющая наслаждаться самим ее владениемнням;

реляционистские определение власти как отношения между двумя индивидуальными или коллективными партнерами, когда субъект (руководитель) воздействует на объект (сотрудников) с помощью соответствующих средств. Акцент ставится на понимании власти как специфического вида коммуникации, т.е. взаимодействия, связанного с передачей информацииї.

психологические толкования власти, когда пытаются раскрыть субъективную мотивацию поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Психоанализ, например, интерпретирует стремление д к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, сексуального влечения. Обладание властью при этом выполняет функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. По. Фрейду, в психике чел ини есть структуры, что делают ее подверженной преимущества рабства отношении свободы ради личной защищенности и покоякою.