Учебники Онлайн


27 Становление особенности средневековой личности и субъектности

Как известно, средневековая культура строится на основе христианского учения. Но античное мышление и личность, правда, в подчиненный переосмысленной роли, входящих в эту культуру. Действительно, в средние века за авдання мышления кардинально изменилось. Главным становится не познание сфер бытия и упорядочение рассуждений, а критика на основе христианских представлений античных способов объяснения и понимания мира и человека, а также выяснение и объяснение новой реальности зафиксированной в текстах. Священного писания. Обе эти задачи можно решить только на основе мышления, поскольку средневековая человек, формируется, п ереймае от античности привычку рассуждать и мыслить, а также потому, что новая реальность хотя и выглядела привлекательной и желанной, но одновременно была достаточно непонятной. Что собой представлял. Бог, как он мог на ночь ого создать мир и человека, почему он одновременно. Святой. Дух,. Отец и. Сын, как. Бог воплотился в человека. Христа и кто такой. Христос -. Бог, человек или их симбиоз, как понимать, что. Христос воскрес - эти и другие по подобного проблемы требовали своего решения именно в сфере мыслидумки.

Российский культуролог. Светлана. Неретина в своих работах показывает, что на средневековое мышление существенно влияли два фактора: сервилистська роль мышления относительно христианской религии, прежде дл анням спасение и необходимость удовлетворить отношения"сакральное - мирское"Действие первого фактора приводит к этической напряжения средневекового мышления, в результате характерна для античной философии в имога непротиворечивости знания отходит на второй план, но не исчезает, а на первый выдвигаются христианские ценности спасение любви к. Богу и ближнему и т.д.. Второй фактор, который подробно обсуждает с не. Ретин, приводит присущую средневековым понятиям"двоусвидомленисть"Например,. Иустин (II век) пишет, что. Бог не есть имя, но мысль, всаженный в человеческую природу, о чем-то необъяснимое"Здесь"Мысли а"понимается двояко: как такая, что касается. Бога и человека; в первом своем значении понятие"мысль"указывает на трансцендентальную сущность, во втором - на содержание обычного человеческого мышленияу другому — на зміст звичайного людського мислення.

При переходе до средних веков меняются и другие составляющие культуры: базисные культурные сценарии, социальные институты, хозяйство, власть, общество, наконец, человек, включая личность. Чтобы понятна идти, как складывается последняя, ??проанализируем замечательное произведение"Исповедь", принадлежащая перу яркой средневековой личности. Св. Августиново. Августинові.

28 Конституирование средневековой личности и субъективности в трудах Августина

В"Исповеди"Августин провозглашает установку на познание. Бога:"надо сначала познать. Тебя или обратиться к. Тебе. Но кто обратится к. Тебе, не зная. Тебя?" словам самого. Августина, является. Тайна и. Непостижимый? неужели во мне нечто, что может вместить. Тебя. Меня не было бы,. Боже мой, вообще меня не было бы, если бы. Ты не был во мне. Нет, точнее, меня не было бы, не будь я в. ТебеНі, точніше, мене не було б, не будь я в. Тобі".

Не удивительно звучат эти мотивы:. Бог во мне, я в -. Богу ли. Бог и человек не разделены пропастью:. Бог там, на небе, а человек здесь, на земле, и встретиться они могут только на. Страшном суде. Однако, августе стин говорит то, что говорит. Чтобы понять его странные рассуждения, остановимся сначала на времени, в котором. Августин создавал. После 312 p, когда был издан эдикт о веротерпимости, и. Никейского собора в 3 25 p, христианство становится ведущим культурным фактором. Параллельно происходит отделение образованного клира от непосвященного мира и возникает"необходимость в догматическом оформлении церкви, которая встретила ся с трудностями, связанными с различным толкованием. Троицынням. Трійці".

Другим важным фактором того времени было все более осознаваемое ощущение неподготовленности рядового человека к пониманию и усвоению христианского учения, в основных чертах уже выстроенного. Дело в т том, что в христианство широким потоком стали вливаться язычники и античные люди. Новообернена"древняя"человек (неважно, кем она была древним германцам или римлянином) традиционно считала, что ее ду я подобна стихии, делает круговорот жизни и смерти, в мире, который мыслится неизменным, правят богов, а судьба человека от него самого не зависит. Напротив, в христианском учении утверждали. Ося, что душа человека находится в напряженных нравственных отношениях с. Творцом и от того, на чью сторону человек станет, полностью зависит ее судьба"Новая"человек рассматривала мир как сотворенный. Богом и"преходящий"Сам. Бог понимался не только как закон и бытия (Отец и. Святой дух), но и как нравственная личность (Христос). Могла"древняя"человек, только приняла христианство, при всем своем желании понятен суметь новое учение, если она видела все по-другому? стиянства и пытаются помочь решить его другим, обычным людям. В середине 90-х pp. ГУ в. Паулин. Ноланского обратился к другу. Августина. Алипия с просьбой написать о своем личном религиозным и опыт, т.е. о своем житие, тот переадресовал его к. Августину, который выполнил и перевыполнил просьбу, рассказав и о атипии, и о себе:"Исповедь"написана в 397 - 401 pp. Таким образом, сложился ка нон письма, отвечает не только личным интеллектуально-душевным потребностям, но и запросам со стороны, не только выражает устремленность к. Богу, но и направленность к человеку, которого избрал. Бог союз ування и служения себе. Эта двозмистовнисть выражена и в исповедальном акте как таковом, согласно которому исповедь - это громкая рассказ о грехах, которой предшествует направленность внутри сознания, или, как го ворив. Августин, к внутреннему человеку, молча думающейо, як говорив. Августин, до внутрішньої людини, мовчки думаючої".

Отметим, что. Августин перевыполнил задачу не только по объему он помимо изложения своего религиозного опыта и пути, был вынужден набросать описание нового человека обсудить ее сущность и отличие от л человека старой. При этом опираться. Августин мог только на самого себя, поскольку именно в себе он имел опыт преобразования старого человека и рождение человека нового - христианина. Как писал еще. Татиан:"Я не н амагаюся, как обычно делают многие, подтверждать свои мысли чужими мнениями, но выражаю то, что сам увидел и о чем докладывалось. Поэтому-то я распрощался и с римской высокомерием, и с холодным афинским красноречием, и с различными учениями и принял нашу варварскую философиюію".

Однако, каким образом, опираясь на себя, можно было создать, как мы сказали, новый антропологический образ человека, без которого были невозможны ни становление средневековой культуры, ни формирование с средневекового мышления? .

В исторические эпохи, подобные рассматриваемой, новый образ человека может быть создан только за счет усилий отдельных особенностей, забегают вперед во времени. Но эти особенности должны на что-то опираться ися в своем движении вперед. Исследования последних десятилетий показывают, что как правило, они воодушевлены эзотерическими идеями. Например,. Платон, как известно, вслед за. Пифагором считал, что цель человеческой жизни - нахождения бессмертия (как он говорил, мудрый стремится"блаженно закончи идти свои дни"), которое возможно, поскольку душа человека божественна по своей природе, может при определенных условиях (забота о себе, занятия ф илософиею, математикой) вспомнить совершенный мир идей, где именно находится место блаженной жизни. Эзотерик не только верит в настоящую реальность (например, мир идей или вечная жизнь на лоне. Бога), а ле и активно познает ее, не столько ждет, когда он попадет в настоящую реальность, сколько всю свою жизнь направляет на нахождение этой реальности. Один из важнейших эзотерических принципов -. Кардин льна изменение себя, без которого, как считают эзотерики, невозможно нахождения подлинной реальностиньої реальності.

"Исповедь"Августина по многим параметрам может считаться не только философско-религиозным, но и эзотерическим текстом. Как правило, эзотерические учения начинаются с критики существующих форм жизни и культур ры, как ложных и иллюзорных. И в"Исповеди"немало места посвящено прямой или косвенной критике языческих форм жизни и философствования. Впрочем, здесь. Августин всего лишь идет по следам других христианских их мыслителей, начиная со второго века, критикуют многобожие, образ жизни граждан империи, античные представления о душе человека и сущность мира тощи і сутність світу тощо.

Другой важный сюжет эзотерических учений - описание духовного переворота, что происходит с человеком, который, с одной стороны, осознает невозможность привычного существования в реальном мире, с другой - выходит на а идею опасения, содержащий веру в существование настоящей реальности и жизни. Для. Августина настоящая реальность - это христианский. Бог, который находится в напряженных нравственных отношениях с отдельной люди ной. Выявлению этой реальности предшествует тяжелая душевная борьба. Августина с самим собоою.

Чтобы идти эзотерическим путем, человек должен найти твердое основание жизни и мышления, независимое от принятых в культуре общераспространенных основ. В. Эзотеризм такой основой, как правило, обычно выступает ае субъективное бытие, однако понятно уже в модусе подлинного существования. Для. Августина - это"внутренний человек", непосредственно общается с. Богом. Но как убедиться, что внутренняя человек не обман ом чувств или представление. Августина, ведь другие мыслители отрицают подлинную реальность эзотерика, наоборот, они утверждают, что существует нечто другое. Ответ эзотерика такая: критерий достоверности и истинно ости в собственном существовании, в очевидности той подлинной реальности, он находит. Августин говорит:"Как я могу сомневаться в существовании. Бога, если все мое существование подтверждает это, если я с. Богом оказываюсь прямо в раю (т.е. в настоящей реальности)равжній реальності)".

"И сами мы, - пишет. Августин, - в себе узнаем образ. Бога, то есть этой самой. Троицы. Потому что мы существуем, знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание. Относительно этих трех вещей мы не опасаемся обм мануты себя какой-либо ложью, имеющей вид правдоподобия. Без всяких фантазий и без всякой игры призраков для меня в высшей степени вероятно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь н ияких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать:"А если ты обманываешь себя?" еі обманювати себе".

"Внутренний человек, - замечает. Неретина, - начинается с любви к. Богу, эта любовь порождается"определенным светом и голосом, определенным ароматом и определенной едой, и определенными объятиями""Это свет, голос, аромат, й пища, объятия внутреннего моего человека, - читаем мы в"Исповеди", - там, где душе моей сияет свет, который не ограничен пространством, где звучит голос, который время не заставит замолчать, где разлит аромат, который не развеет ветром, где пища не теряет вкуса при сытости, где объятия не размыкаются от перенасыщения. Вот что люблю я, любя. Бога моегоь що люблю я, люблячи. Бога мого".

Но возможно, все это метафоры и красивые слова? оказывается захвачен событиями, о которых он мечтал много лет. Эзотерический характер переживаний. Августина подтверждает еще одно наблюдение. Многие эзотериков подчеркивают мысль о том, что войти в спра вжню реальность можно лишь при условии, если удастся полностью свернуть обычные чувства и мысли, если сознание человека будет активной, но молчаливой. Когда это произойдет, настоящая реальность придет сама и человек переживет настоящее счастье, поскольку приблизится к спасению"Если, - пишет. Августин, - в человеке замолчит волнения плоти, исчезнут представление о землю, воду и воздух, замолчит и сама душа, вийшо вши из себя, о себе не думая если наступит полное молчание, то заговорит сам. Бог, и услышим. Слово. Его с плотских уст, не в загадках и подобиях, как сейчас, когда мы вышли из себя и быстрой. ДУМК й прикоснулись к. Вечной. Мудрости, над всем находящимся. Если такое состояние могло бы продолжиться, если вечную жизнь такой, какой была эта минута постижения, то разве это не то, о чем сказано:"Войди в радость ь г. Твоегоана. Твого".

Найдя в своей личности и подлинной реальности твердую основу эзотерик начинает сложную двойную работу: с одной стороны - изменяет, переделывает себя в направлении, что позволяет ему, с остальными, попасть в в эту реальность. Исследование эзотерических учений о том, что устройство подлинной реальности изотерика соответствует его идеалам и личности, иными словами, мы сможем сказать, что, попадая в настоящую р еальнисть, эзотерик"летит в самого себя"или, если осмысливать этот процесс рационально, в форме эзотерических переживаний и познания, он рефлексирует свою личность. Но одновременно в форме рефлексии своей личности эзотерик познает и окружающий свиіт.

Все эти моменты можно проследить и в творчестве. Августина. Действительно, он познает не только. Бога, но и с помощью. Бога душу; познавая себя,. Августин одновременно узнал, как устроен. Бог и его произведении иння. Мы начинаем понимать, почему вообще. Августин считает возможным изучение создателя, а также почему изучение реальности трудах. Августина все время протекает в изучении себя (души) и наоборот. Например, о говорюючы, как. Бог из ничего сотворил мир,. Августин уподобляет акт божественного творения акта собственного мнения, в итоге ему удается понять, как. Творец мог реализовать свой замысел (ведь в ходе. Мысли ения в нашем сознании рождаются миры). Обсуждая природу времени,. Августин приходит к мысли, что время есть не что иное как растяжения своей душдуші.

Вполне в духе эзотеризма рефлексию души и своего религиозного опыта. Августин обращает в сакральное и наоборот. Например, конечный выбор в пользу. Бога. Августин объясняет тем, что. Бог его"выкупил":"Я водоворот решил пред очами. Твоими не порывать резко со своей службой, а тихонько отойти от этой работы пойти, как обычно, в отпуск, но быть более продажным рабом: я был. Тобой выкуплен"В этом же русле можно понять и замечания. Неретин"Повторим, - пишет она, - через исследование внутренних интеллектуальных суждений, представлений, через анализ того, чем являются органы чувств, память, образы, из-за проблем атизацию времени, слова. Августин показывает бытия. Богава. Августин показує буття. Бога".

Но эзотеризм был формой, сущность же творчества. Августина в нашей интерпретации сводится к построению схем и образов средневековой личности, ориентированной на. Священное писание и работу по перестройке"древнего"человека. Особенностью средневековой личности конкретная диалектика свободы и необходимости, суть которой заключается в признании и рамках корпоративных отношений и веры в. Бога личной свобод и человекбоди людини.

Наметив схемы и образы среднегодовой личности,. Августин, с одной стороны, создал условия для конституирования и формирования этой личности, с другой - принципиальную возможность ее осмысления дел. ВДИ, становления личности предполагает формирование самостоятельной, личностного поведения человека (конечно, в специфически средневековом понимании). В свою очередь, самостоятельная поведение невозможна без особых й семиотики и представлений, задающих"образ себя"Схемы и образы средневековой личности и субъективности, намеченных. Августином, раз и выполняют эту функцию, то есть задавали"образ себя", с работодателем ю которого средневековый человек начинает строить самостоятельную поведение и устанавливать отношения с другими людьми и властью. На основе этих схем и образов средневековый человек также осознает себя и рассуждает с поводу себя, получая новые знанияе, отримуючи нові знання.

Анализ рассмотренного материала позволяет различить"становление"личности и ее"существование"(функционирования), а также обсудить особенности средневековой личности. В"Исповеди"Августин рассказывается ае, как он приходит к христианству, что можно охарактеризовать именно как"становление"личности. Августин вспоминает, что все его друзья и близкие, начиная с любимой матери, приходили к христианству и это не могло не влиять, заставляя"верить в. Бога еще до веры"Пытаясь поверить в. Бога,. Августин проделал огромную работу, переосмысливая свои обыденные представления. Он научился символично и. Алег орично толковать тексты. Священного писания, редуцировал образ. Бога сначала в эфирной всепроникающей бесконечной существа, затем в бестелесного образа - условия создания всего и истины ("Я оглянулся, - пишет. Августин, - на мир создан и увидел, что. Тебе обязан он существованием своим и в. Тебе содержится, но по-другому, не так, как в пространстве,. Ты,. Вседержитель, держишь в руке, в истине. Твоей потому что все существующее истинное, поскольку оно существует"). Нашел. Августин и место злу, которое не от. Бога, а то, что с. Богом не согласуется. Перечитывая"Исповедь", можно понять, как идея. Творца, сначала совсем им неприемлема и неправдоподобная для. Августина, постепенно становилась все более понятной и необходимой и, наконец, превратилась в реальность, в которой нельзя было усомниться та, зрештою, перетворилася в реальність, у якій не можна було засумніватися.

Почему этот процесс называется становлением личности? собственное понимание. Бога и других реалий. Августин рассказывает, как, имея одни представления о мире себя, в конце концов приходит к совершенно других представлений, т.е. открывает для себя новую реальность. Эта реальность (представлений леення о боге, мир, сущность и место человека) хотя, являющейся общезначимой, в этом понимается то, что она вписывается в христианскую средневековую культуру, однако является уникальным пониманием христианства. А вгустином. Аврелием. В нем много от рационального филофського осмысления от личности. Августина, который предпочел чувственной любви к. Богу (потому, кстати,. Августин понимает. Бога как возлюбленного). Не совсем каноническое и понимания. Августином. Христа:"Я искал путь, на котором нашел бы силу, необходимую, чтобы насладиться. Тобой, и не находил его, пока не схватился"за. Посредника между. Богом и людьми,. Человека. Христа. Иисуса", который есть сущий над всем. Бог, благословенный во векивенний навіки".

В процессе становления христианской личности (что. Библер связывает с"превращением"средневекового человека). Августин вынужден был, так сказать, преодолеть в себе античную личность. Действительно, централ льна проблема античной личности - отношение к традиции и полиса. Для средневекового человека более важным является принятие образов. Творца,. Христа и обращение к ближнему, т.е. подчинение самостоятельной ной поведения идеям христианства, христианской любви, бескорыстной помощи. Важная особенность средневековой личности - совпадение ее становления (преобразования) и существования, иначе говоря, именно ста становления личности образует суть средневековой личности. В античной культуре, например, это было не так: процесс становления не артикулируется и практически не осознается, артикулируется уже сформ ована самостоятельная поведение - противоположное (Сократ) или частично согласовано (Апулей) с общепринятым в полисе"Без парадоксов преобразования, - пишет. Библер, - рассматривая взаимоотношения в средневековой й культуре двух культур ("высокой"церковной, ученого и"низкой", народной), а также двух голосов ("схоластика"и"Простака") здесь никак не обойтись ни в реальной жизни средневековья, ни в исследовании ц ього жизни. Когда. Цезарь. Ареатський пишет:"Мы должны заботиться о душе, как обрабатываем свои поля", когда он говорит о душе человеческой, как о"поле. Господа", то это не просто ориентация на то, что слушатели его"сельские жители. Южной. Галлии"Это глубинный образ отношений средних веков (соответственно - культуры средних веков) к самому себе, к своему предельному полюса: человек тогда самости йна, живет в горизонте личности, когда способна быть и простой, культурным, как земля, и высокой, изящной, как небо. Предполагаю, что именно этот момент"превращения решающее значим в средневековой культ ури. Предметом многих ключевых произведений высокой"культуры средних веков является именно момент взаемообгрунтування двух сознаний, момент, феноменологически выходной для источников, которые интересуют. Гуревича. Однако и м (в"высокой"литературе) именно"сознание простака"взят в момент преобразования или итоге преобразования в горизонте личности. Понять в момент или в итоге преобразования приходского или - еще гл ибше, вдаль веков - архаического простака с простаков. Евангелия. В простака. Августина. Блаженного, удивленно спрашивает о таких исконные загадки, как"есть время?","Что есть память?","Что есть совесть?а. Августина. Блаженного, що здивовано запитує про такі споконвічні загадки, як "що є час?", "що є пам'ять?", "що є совість?"

Другой особенностью средневековой личности. Библер считает"сообщения"в сознании средневекового человека двух голосов - схоласты и. Простака, обусловленных столкновением и единством (средневековый собор) дв. Вох культур-архаической (народной) и церковной (ученогої (ученої).

Однако, можно сказать, в каком именно сочетание двух голосов конституирует средневековую личность, а то, как это сочетание решается отдельным субъектом, отдельной личностью, выстраивает самостоятельную поведут инку в лоне"антитетично, (саморозирванои) диалогической средневековой культуры"Сравним в этой связи"Исповедь"Августина со знаменитыми письмами. Абеляра до. Элоизы. Августин дилемму выбора между раке оналистичним (философским) и христианским мировоззрением решает таким способом. С одной стороны, он переосмысливает идею. Бога, лишая последнего всех природных характеристик (Он - не эфир, не пространство, не материя и т.п.),. Бог-это условие творения всего и истина; соответственно, мир (космос). Августин трактует как. Божественное творение. С другой стороны,. Бога. Августин понимает предельно субъективно, как. Творца, турбо отлив. Вторая, возлюбленные. Оба эти, с рациональной точки зрения, несовместимые представления. Бога содержатся и проживаются в сознании. Августина, подобно тому, как сама христианская средневековая культура"держит"оба эти представления (в своих произведениях, в кругу собора, организации и понимании всего средневековой жизни). Вот таким личностным уникальным способом. Августин решает дилемму двух культур и го лосей; отметим, другие средневековые философы и мыслители решали ее иначе. Например,. Абеляр и. Элоизаї інакше.. Наприклад,. Абеляр та. Елоїза.

Страстная любовь знаменитого французского философа магистра. Абеляра и юной, с редкими способностями к наукам семнадцатилетней. Элоизы, как известно, закончилась трагически. Дядя и родные. Элоизы, решив, что. А. Абеляр сделал ей (хотя они тайно обвенчались, и дядя это знал), что"грубо обманул их и посвятил. Элоизу в монахини, желая совершенно от нее избавиться (хотя он только спрятал. Элоизу в женском монас тире. Аржантеиль), подкупили слугу. Абеляра подослали в его дом нескольких наемных убийц. Когда. Абеляр спал, те проникли ночью в спальню магистра и оскопили его (как сам. Абеляр пишет:"отомстили мне слишком жестоким и позорным способом, что вызвало всеобщее недоумение: они исказили те части моего тела, которыми я совершил то, на что они жаловались"). И вот, приняв оба постриг (Абеляр - аббату. Бретани,. Элоиза - игуменья, аббатиса монастыря в. Аржантейле), они через 26 лет начинают знаменитое переписки. Поводом к нему стала прочитана. Элоизой"История моих бедствий"Чтение воспоминаний любимого й ней человека оживили в душе. Элоизы никогда не умирающую любовь к. Абеляра, но одновременно она глубоко потрясена: ей кажется, что. Абеляр не уделяет ей внимания, занятый своими проблемами и бедами и, похоже уже давно не любит й і, схоже, уже давно не любить її.

В истории и переписке. Элоизы есть два непонятных момента: первый - страстно любя. Абеляра,. Элоиза упорно отговаривали его от брака с ней, второй - непонятно, что. Элоиза хочет от. Абеляра, ведь е др. уже не человек в обычном смысле слова. Но только потому. Элоиза не хотела жениться, что думала о. Абеляра, как она об этом говорит? мо, что для нее более ценным была не любовь к. Богу, не любовь в браке, освященном. Богом, а любовь к. Абеляра, любовь свободна, чувственная, любовь, что позволяет ей чувствовать себя, как бы мы сегодня сказали, лица стистю, хотя определяющей. Бога, но и одновременно усвидомлюючною свое собственное достоинствво.
. Действительно,. Элоиза признает, что в монастырь она пошла только по воле. Абеляра, из любви, к нему что воспоминания о чувственную любовь к нему заполняют ее сознание даже во время богослужения что она понимает св ной греховность, слабость, но спокойно принимает свою долл..

Более того,. Элоиза намекает, что самому. Богу был нужен их брак. Ведь пока мы наслаждались радостями страстной любви, - скажу грубо, но выразительно - пока мы предавались прелюбодеянию, гнев ибо жий щадил нас. Когда мы заменили незаконный связь законным союзом и видпокутувалы позорное прелюбодеяние честным браком, тогда гнев. Божий простер над нами свою тяжелую ладонь и поразил наше неопогане. НЕ ложе, хотя раньше долго терпел оскверненное"":

О достоинстве же. Элоизы свидетельствуют такие слова конце второго письма:"Я не хочу, чтобы ты, уговаривая меня быть добродетельным и призывая меня бороться с искушениями, говорил:"Сила укрепляется в немощи""и"Не будет увенчан тот воин, кто боролся недобросовестно *. Я не ищу венца победы с меня избежать опасности отдалиться от нее - правильнее, чем вступить в войну. В каком бы уголке неба не п омистив меня. Бог, я буду довольна. Ведь там никто никому не будет завидовать, а каждый будет довольствоваться тем, что у него естья тим, що в нього є".

Где. Элоиза черпает силы и спокойствие духа, ведь она не может опираться на. Бога, поскольку верит в него меньше, чем в любовь?. Как можно понять странные для верующего человека признания. Элоизы:"Всю свою жизнь, что бы ни происходило, я больше боюсь обидеть тебя, нежели. Бога: я стала монахиней не ради божественной любви, а из твоей во ли. Бог знает, что я точно так же, пошла бы за тобой или опередила бы тебя, даже если ты поспешил во владение. Вулкана, потому что душа моя была не со мной, а с тобой! , то ее нет нигде: поистине без тебя моя душа никак существовать не может не може".

Подобным образом рассуждает только человек, поверила в свою любовь и индивидуальность, в которой проснулось достоинство, что превышает даже страх смерти. Чего. Элоиза хочет от оскоплен. Абеляра. Конечно любви, но любви, понимаемой по-новому. Такую любовь можно назвать"креативной"или духовной, здесь на первый план выходят, подчиняя себе все остальное, включая обычную чувственность, родство, д уховний, почти мистическая связь (вспомним слова. Элоизы:"Потому что моя душа была не со мной, а с тобой"мною, а з тобою...").

Вот каким образом. Элоиза решает и проживает дилемму-любовь к. Абеляра или любовь к. Богу. Это решение уникальное, личностное, ведь именно потому, что. Элоиза действует и мыслит самостоятельно, ей удается определить и конституции итуюваты новое отношение к любвиі.

Если в античной культуре становлению личности способствовали такие институциональные средства, как суд, театр, философия, то в средние века на первый план выдвигаются церковь и церковные жанры"литературы", наса амперед исповедь. Действительно, что собой представляет исповедь? у, обязательно включает констатацию разногласий реальной жизни того, кто исповедуется, с христианскими идеалами и нормами, а также покаяние, то есть признание греховности своего поведения и публичное раскаяния. Исповедь предназначена одинаково как для самой личности, исповедуемой, так и для других христиан (прихожан), которые ищут путь спасения отношении автора исповедь призвана помочь осознать мер в его падения и направленные на спасение следующие шаги; относительно других христиан она должна помочь идти в правильном направлении и справляться с ошибками. Конкретно, средневековая исповедь содержит мая и важные моменты: оценочную (неодобрительно) рефлексию жизни и поступков того, кто исповедуется, актуализацию в нем божественного начала (искры божьей, благодати, духа и т.д., часто это предполагало указание на пр яму помощь и поддержку со стороны. Бога), установку на преобразование (сбор заново) личности, исповедуемойо сповідається.

Исповедь помогала л. Иуды, что искала спасение, так выстроить самостоятельную поведение, чтобы тот, кто исповедуется, с необходимостью приходил к христианской вере. На это же направлено интересный прием, найдет ений в"Исповеди": рассказывая о своем жизненном пути (детство, юность, зрелые годы), когда он еще не был христианином,. Августин одновременно объясняет, что при этом делал. Бог, как он вел. Августина, ждал когда последний созреет для веры, наконец, решительно помог последнему"перейти свой. Рубикон"Кажется, если человек еще не нашла веру, то при чем тут. Бог? й человеке есть искра божья, в каждой есть божественная благодать, то тогда шаги и усилия того, кто ищет веру, на самом деле предполагают присутствие. Творца и его помощиТворця і його допомогу.